Открывая заседание, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александр Высокинский подчеркнул — работая над законопроектом, устанавливающим право национальных объединений саморегулируемых организаций по согласованию с Минстроем России разрабатывать и утверждать общие стандарты деятельности СРО, предусматривающий упрощенный порядок исключения СРО из государственного реестра, и введение постоянного мониторинга работы СРО, необходимо найти компромисс и не «перекрутить гайки», т.к. в целом система саморегулирования в строительстве доказала свою работоспособность.
В законодательстве закреплены концептуальные принципы работы саморегулирования, а детализировать и доработать конкретные механизмы регулирования доступа подрядчиков на рынок СРО должны на уровне стандартов деятельности, но не самостоятельно, а в тесном контакте и под присмотром профильного ведомства.
«Позиция Минстроя у нас здесь будет ключевой и определяющей», — сообщил Александр Высокинский.
Базовый доклад по теме совещания представил директор Правового департамента Минстроя России Олег Сперанский.
Чиновник подчеркнул, что система саморегулирования – это рабочий инструмент, который требует донастройки и корректировки с учетом нынешних реалий.
Основная задача саморегулирования – допуск добросовестных компаний на строительный рынок и контроль их профессиональной деятельности, напомнил Сперанский, и при решении этих задач в деятельности СРО выявлен ряд проблем.
• Во первых, в законодательстве не установлен баланс между необходимостью очистить отрасль от недобросовестных участников и экономическими интересами СРО, по факту живущими за счет членских взносов.
«В таком противовесе система существовать не может», — считает Олег Сперанский.
• Во-вторых, фактическое отсутствие у СРО возможности осуществлять полномочия по контролю деятельности членов, так как действующее законодательство и правовое регулирование не предусматривает доступа СРО к сведениям о заключаемых ими контрактах.
«Мы столкнулись с ситуацией, когда большинство СРО просто не знают о тех договорах и контрактах, которые их члены заключают, какие там суммы и как они эти контракты исполняют», — сообщил представитель Минстроя.
• В третьих, несогласованность и несостыкованность введенных законодательством цифровых механизмов контроля деятельности подрядчиков.
Речь идет о весьма эффективном механизме оценки квалификации главных инженеров (НРС), который не соотнесет и не интегрирован с Реестром членов СРО. Соответственно, в моменте, нажатием одной кнопки проверить наличие 2-х специалистов НРС у конкретного подрядчика — члена СРО пока невозможно.
Для некоторых СРО экономические интересы берут вверх над принципиальным подходом Аркадий Чернецкий.
«Очень большой блок законопроекта связан с цифровизацией процессов. Мы хотим расширить единый реестр членов СРО, дополнить эту информацию, чтобы по каждой компании было понятно, какие специалисты есть и чем они занимаются, а также дополнить реестр сведениями о контактах, которые компания выполняет», — пояснил Олег Сперанский.
Также Минстрой предлагает в едином реестре членов СРО накапливать и отображать сведения о количестве, сроках и суммам исполненных ими контрактов, а также полную историю взаимодействия со СРО в части наличия применённых мер дисциплинарного воздействия.
«Важно, чтобы все это отражалось в реестре, чтобы был виден не только опыт, но и деловая репутация компании и корреспондирующие изменения в этом — ответственность за несоблюдение всего вышеизложенного. Причем не только для бизнеса, но и для аппарата саморегулируемых организаций, которых мы воспринимаем как администраторов, выполняющих псевдогосударственные функции. Это люди, которые должны отвечать за свои действия», — пояснил Олег Сперанский.
В свою очередь, президент НОПРИЗ Анвар Шамузафаров указал, что обсуждаемый законопроект восполняет многие законодательные пробелы в саморегулировании, однако, есть несколько моментов, которые необходимо скорректировать. В том числе:
• Законодательный запрет в течение года вступать в новое СРО для подрядчиков, вышедших из состава СРО на добровольной основе.
При этом на подрядчиков, исключенных из СРО за грубейшие нарушения, данное правило не распространяется.
• Отсутствие законодательного требования о членстве в СРО для субподрядных организаций.
«У нас были такие случаи, когда организация, в которой работает 7-8 человек, выполняла более двух десятков госконтрактов. Все работы фактически выполняли субподрядные организации, — сказал Анвар Шамузафаров, — И сегодня. несмотря на жесткие меры, принятые Минстроем России, в 73% случаев работы выполняют организации, не состоящие в СРО».
• Отсутствие требований к квалификации специалистов эксплуатирующих ОКС организаций.
В результате неправильной эксплуатации за 2-3 года построенные объекты, особенно физкультурно-оздоровительные комплексы, разрушаются.
«Не строители, не проектировщики и не изыскатели виноваты – такая была эксплуатация объекта», — объяснил президент НОПРИЗ.
Вместе с тем, к наведению порядка в зоне своей ответственности СРО готовы.
«Мы просим поддержать законопроект в том виде в котором он есть, но в то же время нам нужно обязательно восполнять пробелы, которые у нас еще, к сожалению, имеются», — подытожил Анвар Шамузафаров.
На задачах унификации и стандартизации деятельности СРО, предусмотренной законопроектом, остановился в своем выступлении вице-президент НОСТРОЙ Аркадий Чернецкий.
«Сразу обозначу позицию НОСТРОЙ: мы считаем своей миссией согласование интересов бизнеса и государственного подхода. С точки зрения реализации этой миссии предложения, содержащиеся в этом законопроекте, нас полностью устраивают, мы готовы работать над реализацией положений, которые в этом проекте закона предусмотрены», — сказал Аркадий Чернецкий.
Законопроект предусматривает создание системы общих стандартов организаций, обязательных для всех СРО. Разработанные и утвержденные национальным объединением стандарты будут содержать требования к членству, основания для отказа в приемке и исключении членов СРО, перечни мер дисциплинарного воздействия, а также регламенты работы контрольных и дисциплинарных органов.
При этом введение персональной ответственности руководителей СРО позволит продолжить формирование полноценной системы контроля и ответственности.
Таким образом, на уровне стандартов исключается практика минимизации требований к потенциальным членам СРО, при которой на рынок допускались участники, не обладающие достаточной квалификацией, что в свою очередь приводило к снижению качества, срыву сроков работ и судебным спорам.
«Я согласен с замечаниями, которые здесь были высказаны, что для некоторых СРО экономические интересы берут вверх над принципиальным подходом. В реализации этих вопросов, если они будут очень четко застандартизованы в соответствующих документах, увильнуть от их исполнения не сможет никто даже при желании значительно поправить экономическую основу своей организации», — считает Аркадий Чернецкий.
На сегодняшний день саморегулирование требует доработки, что частично реализуется через законодательные акты. Однако, как отметил вице-президент НОСТРОЙ, принятие законов — процесс достаточно долгий и инерционный. Ориентация на работу по единым правилам и стандартам может дать более быстрый экономический, организационный и административный эффект.
В продолжение дискуссии председатель Совета СРО Ассоциация «ГС СКФО» Али Шахбанов предложил вернуться к рассмотрению вопроса о возможности направлять процент дохода, который получает СРО от инвестирования средств компенсационных фондов на содержание аппарата саморегулируемых организаций и их нацобъединений. По мнению руководителя СРО даже 1% может хватить для того, чтобы организации перестали ощущать прямую финансовую зависимость от собственных членов.
«Раз работает система СРО и идет утверждение общих стандартов, я бы предложил дать возможность нашим СРО отработать новую систему. И потом уже к ней посмотреть, где не хватает этого государственного шлюза», — подытожил дискуссию Александр Высокинский.
Озвученные во время совещания позиции закрепили в итоговом протоколе.
Также в Совете Федерации прозвучали предложения участников рынка и общественных организаций по совершенствованию системы допуска подрядчиков на рынок, по совершенствованию градостроительной деятельности, корректировке системы госзаказа и деятельности технического заказчика в строительстве.
В публичном обсуждении вопросов совершенствования саморегулирования на площадке Совета Федерации принимали участие:
• Заместитель начальника управления Ростехнадзора Сергей Алешкин.
• Член правления и председатель Комиссии по социальному предпринимательству «ОПОРЫ РОССИИ» Сергей Голубев,
• Координатор НОСТРОЙ и НОПРИЗ по СФО, вице-президент РСС по работе в СФО Максим Федорченко,
• Председатель коллегии по спорам в сфере строительства Арбитражного центра при РСПП Марк Геллер,
• Генеральный директор Ассоциации «СРО «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский,
• Сенатор РФ от Иркутской области Сергей Брилка,
• Сенатор РФ от Республики Башкортостан Олег Голов,
• Сенатор РФ от Республики Ингушетия Михаил Илезов,
• и другие заинтересованные лица.