Что нового?
Новый закон важен как для заказчиков, так и для поставщиков с точки зрения организации закупочных процессов в госкомпаниях. По данным экспертов, закупки для нужд государства – это 6 триллионов рублей ежегодно, которые из бюджета напрямую направляются в нашу экономику. Объем закупок государственных компаний и естественных монополий еще выше, около 7 триллионов рублей. 223-ФЗ призван обеспечить такие механизмы регулирования, при которых бюджетные деньги будут расходоваться наиболее рационально для государственных предприятий и приоткроют завесу тайны для общества, создавая тем самым благоприятную конкурентную среду для поставщиков.
Минэкономразвития России начало масштабную реформу всего закупочного законодательства, состоящую из двух главных компонентов:
1) Реформа закупок для государственных нужд.
Разработан и внесен в правительство закон о Федеральной контрактной системе, который должен заменить 94-ФЗ. Переход к Федеральной контрактной системе планируется начать с 1 июля 2012 года с некоторыми переходными положениями, чтобы субъекты экономической деятельности могли адаптироваться к новым условиям регулирования.
Одна из главных целей законопроекта – сделать равным для всех доступ к участию в государственных закупках. Место нахождения участника не регламентируется, а это значит, что в торгах могут принимать участие все субъекты Российской Федерации.
2) Реформа закупок гос-сектора.
В настоящее время закупки компаний с долей государственного имущества практически не регулируются. В результате, только некоторым компаниям удалось построить собственные эффективные закупочные системы. Ситуация должна измениться с вступлением в силу 1 января закона о закупках госсектора.
С 1 января 2012 года субъекты регулирования закона обязаны публиковать информацию о своих закупках на собственных сайтах. С 1 июля 2012 года планируется интеграция с госзакупками в единой информационной системе. Госкомпании должны будут разработать свои положения о закупках, публиковать планы закупок и извещения о проведении торгов.
Согласно новому закону каждому автономному учреждению, унитарному (казенному) предприятию, государственной компании и корпорации, субъекту естественной монополии необходимо разработать, утвердить и опубликовать внутреннее положение о закупках, соответствующее Федеральному закону от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Помимо прочей обязательной документации заказчику понадобится обнародовать извещение о закупке, исходя из которого желающим принять участие в торгах станут известны: предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ / оказываемых услуг, место поставки, сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота), а также способ закупки и контакты заказчика. Покупателя обяжут установить требования к качеству, техническим характеристикам товара, содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке. Все это делается для того, чтобы обезопасить как самих заказчиков от возможных рисков потери качества выполняемых заказов, так и поставщиков от необоснованных отклонений их заявок на
торгах.
Как подготовиться к работе на электронной площадке по 223-ФЗ?
223-ФЗ призван обеспечить такие механизмы регулирования, при которых бюджетные деньги будут расходоваться наиболее рационально, создавая тем самым благоприятную конкурентную среду для поставщиков.
Одна из главных целей законопроекта – сделать равным для всех доступ к участию в государственных закупках. Согласно новому закону участниками закупок могут стать юридические, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке. Одним из наиболее прогрессивных и удобных способов проведения закупки является аукцион в электронной форме. Важно, что место нахождения участника не регламентируется, а это значит, что в торгах могут принимать участие все субъекты РФ. Механизм участия в электронных торгах остается прежним – потребуется наличие электронной подписи и аккредитация на электронной торговой площадке. К тому же участники торгов могут повысить эффективность пребывания на электронных площадках и свести к минимуму временные затраты на поиск новых заказов за счет развития электронных сервисов.
Еще одной немаловажной новостью для участников торгов стала возможность привлечь к ответственности за действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в оговоренных законом случаях. Новшество должно повлиять на соблюдение со стороны заказчиков всех норм и регламентов о порядке полного информирования участников торгов о требованиях к товару, услуге или выполняемой работе, сроке выполнения и минимальной стоимости заказа.
И, наконец, все данные о закупках в госсекторе планируется собирать на едином ресурсе – официальном сайте госзакупок. Размещение информации на этом сайте возможно только при наличии электронной цифровой подписи.
Скачать Федеральный закон можно по ниже приведенной ссылке.