Законопроект был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 25 марта 2023 г., ответственный Комитет – Комитет по строительству и ЖКХ ГД РФ.
Разработчик законопроекта - Минстрой России при участии Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) и Национального объединения изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ).
Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, «в настоящее время нормативная правовая база системы технического регулирования характеризуется отсутствием системного подхода, наличием предписывающих норм, многочисленного дублирования и противоречий в регулировании процессов проектирования, строительства и эксплуатации объектов капитального строительства.
Устаревшая по структуре и принципу формирования, не соответствующая в полной мере современному техническому уровню, содержащая противоречивые и дублирующие документы база нормативно-технических требований сдерживает инновационные процессы в строительстве, создает неоправданные административные и технические барьеры для всех участников инвестиционно-строительного цикла, препятствует оперативному внедрению в практику строительства новых материалов и технологий.
В этой связи в число ключевых задач по данному направлению работы входят переход от предписывающего метода нормирования к параметрическому методу нормирования, обеспечивающему максимально быстрое внедрение инноваций при гарантированном соблюдении безопасности технических решений, а также внедрение реестрового принципа разработки технических требований в сфере строительства путем формирования целостной системы нормативных документов, устанавливающей единые обязательные требования к проектированию, строительству и эксплуатации объекта капитального строительства и исключающей противоречия нормативных правовых и нормативных технических документов».
Представляя законопроект, Сергей Музыченко подчеркнул, что предлагается расширить доказательную базу Технического регламента за счет Стандартов организаций (СТО) для обоснования принятия проектных решений при условии, что они зарегистрированы в Федеральном информационном фонде стандартов. Также предлагается разрешить применять в целях стандартизации иные документы, в том числе, из иностранных систем стандартизации, если они позволяют доказать безопасность принятых решений.
Законопроектом предусматривается отказ от ведения двух отдельных перечней национальных сводов и правил в части обязательного и добровольного применения и создание Единого перечня требований и документов, утверждаемых Минстроем России.
Из действующего Технического регламента предлагается исключить ряд положений. Так, из части 6 статьи 16 Технического регламента предлагается исключить требование к устойчивости строительных объектов против прогрессирующего обрушения, которое в ряде случаев приводит к значительному росту стоимости объектов или невозможности их проектирования на современном уровне. В частности, при проектировании промышленных зданий, большепролетных пространственных конструкций прогрессирующее обрушение нельзя предотвратить условными расчетами с исключением из работы ключевых элементов. При буквальном соблюдении этого требования реальное проектирование таких объектов становится невозможным или их стоимость необоснованно возрастает.
Кроме того, из статей 39 и 40 Технического регламента исключаются положения, предусматривающие проведение обязательной оценки соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов эксплуатации требованиям Технического регламента и требованиям, установленным в проектной документации, в форме государственного контроля (надзора). Проектируемое изменение направлено на разграничение предмета строительного контроля и государственного строительного надзора.
С содокладом по законопроекту выступил председатель Комитета по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов. Он подчеркнул, что переход от предписывающего метода к параметрическому позволит быстро внедрять все инновационные решения. При параметрическом методе застройщик будет самостоятельно определять, в соответствии с какими документами будет обеспечиваться безопасность здания. Для этого у застройщика должен появиться выбор, что и предусмотрено законопроектом.
«Если в целом, то это решение может стать поворотным для дальнейшего развития отрасли. Конечно, нам предстоит существенно доработать законопроект. Но, в целом, это движение в сторону более эффективной и открытой к инновациям системы технического нормирования в строительстве», - отметил Сергей Пахомов.
В ходе обсуждения законопроекта прозвучали вопросы от депутатов об обеспечении качества и безопасности строительных материалов и изделий, о передаче полномочий из правительства России в Минстрой России по формированию Единого перечня требований и документов, по сокращению Перечня обязательных требований к безопасности зданий и сооружений, о механизме гарантирования безопасности зданий и сооружений непосредственно в процессе строительства, об усилении функции строительного контроля и проверки оценки соответствия, а также о повышении ответственности проектировщиков за предлагаемые проектные решения.
Кроме того, депутаты достаточно бурно выступали по поводу того, что государство последовательно уходит из строительной отрасли, о том, что негосударственная экспертиза дает свои заключения на проект «практически на коленке», что добровольные нормы можно применять гораздо свободнее, чем обязательные. Прозвучали депутатские жалобы на то, что существенно сократились органы надзора и контроля, а обязательные нормы с 30 тысяч упали до 300.
Однако, несмотря на все замечания, законопроект был принят в первом чтении 317 голосами депутатов. Против проголосовал 1 депутат, воздержались 19.
В случае принятия закон вступит в силу с 1 марта 2024 года.
Текст законопроекта и весь пакет документов доступен по ссылке: https://sozd.duma.gov.ru/bill/322233-8