Законопроект № 322233-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» внесен в базу рассматриваемых законопроектов Госдумы и в настоящее время направлен в Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Авторы законопроекта утверждают, что все эти изменения облегчат переход отрасли от предписывающего к параметрическому методу технического регулирования.
В настоящее время нормативная правовая база системы технического регулирования характеризуется отсутствием системного подхода, наличием предписывающих норм, многочисленного дублирования и противоречий в регулировании процессов проектирования, строительства и эксплуатации объектов капитального строительства.
Устаревшая по структуре и принципу формирования, не соответствующая в полной мере современному техническому уровню, содержащая противоречивые и дублирующие документы база нормативно- технических требований сдерживает инновационные процессы в строительстве, создает неоправданные административные и технические барьеры для всех участников инвестиционно-строительного цикла, препятствует оперативному внедрению в практику строительства новых материалов и технологий.
Как указывается в пояснительной записке, законопроект предусматривает создание единого перечень нормативных документов добровольного применения, что позволит устранить противоречия и дублирования многочисленных требований. При этом минимально необходимые обязательные требования к безопасности зданий и сооружений установлены непосредственно в Техническом регламенте, а добровольность применения требований национальных стандартов и сводов правил не аналогична ситуации, когда требования к зданиям и сооружениям отсутствуют полностью. Применение таких требований на добровольной основе подразумевает, что лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, вправе руководствоваться добровольными к применению требованиями либо иным образом обосновать соответствие проектных решений требованиям Технического регламента.
В целях регламентации таких альтернативных способов обоснования законопроект предусматривает расширение доказательной базы технического регламента за счет стандартов организаций, зарегистрированных в установленном порядке в Федеральном информационном фонде стандартов, а также иных документов в области технического регулирования Китайской Народной Республики и других стран. Примечательно, что в данном перечне не упоминаются Еврокоды – разорвав десятки соглашений с Евросоюзом, Россия отсекла от своей нормативной базы и эти документы.
Указывается, что порядок применения таких иностранных стандартов будет установлен Правительством Российской Федерации. В случае, если при подготовке проектной документации требуется отступление от документов по стандартизации или такие требования отсутствуют, обоснование соответствия проектных решений базовым требованиям Технического регламента может быть произведено в результате проведения исследований, расчетов или испытаний, моделирования сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений или техногенных воздействий, а также оценки риска возникновения таких процессов и явлений. Принятие предлагаемых изменений позволит:
- устранить существующие противоречия и дублирования в документах технического регулирования;
- отказаться от необходимости разработки специальных технических условий, необходимых для отклонения от требований документов обязательного применения или компенсации недостающих требований в документах обязательного применения, что соответственно снизит стоимость и сроки строительства;
- обеспечить гибкость в разработке и принятии проектных решений при сохранении действующих параметров и уровней безопасности объекта.
При этом из Технического регламента «О безопасности зданий и сооружений» полностью исключаются требования к пожарной безопасности зданий – теперь все они будут собраны в ТР «О требованиях пожарной безопасности».
Также из Техрегламента требование к устойчивости строительных объектов против прогрессирующих разрушений (часть 6 статьи 16). Причина исключения — соблюдение этого требования не позволяет проектировать объекты на современном уровне либо многократно увеличивает их стоимость. В частности, при проектировании промышленных зданий, большепролетных пространственных конструкций прогрессирующее обрушение нельзя предотвратить условными расчетами с исключением из работы ключевых элементов. При буквальном соблюдении этого требования реальное проектирование таких объектов становится невозможным или их стоимость необоснованно возрастает.
Кроме того, из статей 39 и 40 Технического регламента исключаются положения, предусматривающие проведение обязательной оценки соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов эксплуатации требованиям Технического регламента и требованиям, установленным в проектной документации, в форме государственного контроля (надзора). Контроль за соответствием строящегося объекта установленным требованиям и проектным решениям должен осуществляться непрерывно при выполнении строительных работ. Данная функция отнесена статьей 53 Градостроительного кодекса к вопросам строительного контроля.
Законопроект вступит в силу с 1 марта 2024 года.