— Прошедший съезд для нас, строителей, был юбилейным, — рассказывает он. Всего в нём приняли участие около 500 представителей саморегулируемых организаций со всей страны.
Открывая съезд, президент НОСТРОЙ Антон Глушков поздравил всех с 10-летием Национального объединения строителей и системы саморегулирования в отрасли и зачитал приветствие от заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Виталия Мутко. Он также доложил съезду о деятельности организации в 2019 году и представил презентацию, продемонстрировав значимые события за 10 лет и достижения НОСТРОЙ и его членов, обозначил перспективные направления работы.
Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Владимир Якушев высоко оценил вклад Национального объединения строителей в развитие отрасли. Он также поблагодарил объединение строителей за активное участие в разработке Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года и экспертное участие в реформе долевого строительства.
Основной вывод, который можно сделать по результатам работы съезда, это то, что государство заинтересовано в развитии строительной отрасли и института саморегулирования. Как сказал Владимир Якушев, за 10 лет саморегулирование в строительстве перешло в стадию системного совершенствования. НОСТРОЙ доказал свою способность тесно и эффективно сотрудничать с властью для совместного решения стоящих перед отраслью задач.
— А что вы можете сказать о саморегулировании строительства в Дагестане?
— За эти 10 лет мы накопили богатый опыт саморегулирования и можем констатировать, что институт саморегулирования в строительстве в республике состоялся, став неотъемлемым элементом экономических отношений. Наша Ассоциация СРО «Гильдия строителей СКФО» в своих рядах объединяет более 500 строительных организаций. Опыт, накопленный нами за десятилетие, знания позволяют нам также говорить о проблемах и недостатках всей системы саморегулирования в строительстве, определять направления её совершенствования. Собственно, что мы и делаем на федеральных площадках, таких, как съезд саморегулируемых организаций в строительстве, форумы, конференции. Выстраиваем конструктивное взаимодействие с республиканскими органами власти и муниципальными образованиями.
— Какие проблемы в настоящем волнуют дагестанских строителей?
— В настоящее время строительный комплекс республики находится в сложной ситуации. Можно сказать, отрасль переживает кризис. Упали объемы строительства. Есть проблемы в загрузке предприятий. В этой ситуации немало строительных компаний предпочли перерегистрироваться и стать на налоговый учет в других субъектах России, многие просто перенесли свою деятельность в другие регионы. Длительные простои наших стройкомпаний, вызванные неравномерным финансированием объектов и неравномерной закупкой строительных работ в республике, вынуждают инженерно-технических работников и рабочих строительных профессий уезжать в поисках работы в другие регионы.
Мы всегда в своих выступлениях констатируем, что строители Дагестана приветствуют курс Главы Республики Дагестан В.Васильева на укрепление законности. И это действительно так. Формирование справедливых и цивилизованных правил ведения бизнеса отвечает интересам, прежде всего, добросовестных и законопослушных участников рынка строительных услуг, а также интересам заказчиков и покупателей строительной продукции.
Однако зачастую из-за некомпетентности, злоупотреблений или банальных проволочек чиновников стройкомпании несут не только финансовые издержки, но и находятся под прессом контролирующих и надзорных органов. Мы уверены, что Глава Дагестана заинтересован в объективной и достоверной информации, поэтому часто и говорим о существующих фактах и проблемах в отрасли публично.
По нашим данным, в текущем году члены нашей Ассоциации заключили 491 государственный контракт на выполнение строительных работ с государственными заказчиками Республики Дагестан на сумму более 6,8 млрд руб. и 64 госконтракта с заказчиками других субъектов РФ на сумму более 9,2 млрд руб. Это, конечно, хорошо, что наши дагестанские компании экспортируют свои услуги за пределы республики, хорошо, что они конкурентоспособны. Но, с другой стороны, эти данные свидетельствуют о том, что нашим строителям комфортнее выполнять работы за пределами родной республики.
— Почему?
— Из-за неудовлетворительного планирования и проведения закупочной деятельности в течение всех 3-х кварталов 2019 г. почти весь строительный комплекс (подрядчики, производители строительных материалов) простаивал и нес убытки, находился под прессом налоговых органов, кредиторов. Ни одна стройкомпания не может прогнозировать свою деятельность даже на ближайшую перспективу – 1-2 года.
На многие переходящие из года в год строительные объекты, финансируемые из бюджета, ежегодно проводятся торги в пределах лимитов финансирования текущего года вместо того, чтобы провести торги на весь объект, заключить генеральный контракт и к нему ежегодно заключать дополнительные соглашения в пределах годового лимита финансирования.
Необходимо совершенствовать планирование закупочной деятельности с тем, чтобы обеспечить равномерное проведение закупок и загрузку производственных мощностей производителей строительно-монтажных работ. Необходимо совершенствовать процедуры выделения земельных участков под строительство объектов, выставлять на аукцион участки с полностью подготовленной инфраструктурой под застройку, поставленные на кадастровый учет с установленным разрешением на их использование, с планом застройки возводимых объектов, определенными техническими условиями и ценой технологического присоединения к коммуникациям.
— Вы считаете, что усиленное внимание к строителям контролирующих органов непосредственно связано с нерешенными вопросами ценообразования в строительстве?
— Да. У дилетантов возникают подозрения, что объекты завышены в своей стоимости. Есть мнение, что нужно экономить, снижать стоимость объектов, так якобы будут сэкономлены бюджетные средства. Однако это не всегда так однозначно, как может показаться. Уже несколько лет Минстрой России вырабатывает концепцию ценообразования в строительстве, переходит от одного метода оценки к другому. И до сих пор не принято однозначного решения. Вызывает беспокойство, что зачастую вопросом ценообразования занимается тот, кто непосредственно размещает заказ, и тот, кто проводит экспертизу той цены, которую заказчик считает правильной.
Не секрет, что в государственных закупках маржинальность строительных работ зачастую составляет не 12-15%, а сводится к 0-2%, что фактически обесценивает стоимость работ строительных компаний. Несмотря на это, подрядчики берутся за госзаказы для того, чтобы обеспечить заработной платой работников предприятия. Мы при этом забываем об амортизации технической базы, из-за чего зачастую не допускаем профессиональных строителей к работе на более важные и более системные объекты. Понижая расценки строительных работ, мы обеспечиваем системное обесценивание этих работ в ущерб качеству, срокам, новым технологиям.
— Али Баширович, вы сказали, что необходимо поддержать строителей? Что необходимо для этого предпринять?
— Исправить бедственное и неустойчивое положение строительных организаций на местах и обеспечить более справедливое распределение налогов и платежей в региональные и муниципальные бюджеты можно только при наличии грамотной региональной политики государства, направленной на сохранение и развитие строительного комплекса регионов. Прежде всего, нужно в корне изменить навязываемый крупнейшими государственными и частными инвесторами порядок реализации значимых строительных проектов в субъектах, обязав их максимально учитывать местный социальный аспект освоения инвестиций и использовать региональный строительный комплекс на честной и корректной основе взаимоотношений.
Среди основных проблем – это ситуация с обеспеченностью Дагестана стройматериалами. Большая доля их завозится из Москвы и других субъектов РФ. Мы неоднократно призывали органы власти республики развивать строительную индустрию, производство местных строительных материалов, изделий и конструкций, ужесточить контроль над их качеством, а также усилить контроль за применением строительных материалов, поставляемых из других регионов страны на стройплощадки Дагестана. Вопросы эти не урегулированы, и мы наблюдаем на рынках республики контрафактные стройматериалы низкого качества.
— В стране идет полный переход на проектное финансирование с использованием счетов эскроу. Как это скажется на строительном комплексе республики?
— Ограниченное количество в отдельных субъектах, в том числе и у нас в республике, кредитных учреждений, уполномоченных на открытие счетов эскроу, ограниченность у банков лимита свободных средств, а также отсутствие обязанности по предоставлению застройщикам кредитов при открытии ими счетов эскроу, наряду с высокой процентной ставкой по кредитам в рамках проектного финансирования, может повлечь удорожание квадратного метра жилья и уменьшение количества самих застройщиков.
Многие застройщики, скорее всего, будут испытывать проблемы при переходе на новую модель банковского финансирования. А это не только банкротство фирм, безработица среди строителей, но и уничтожение производственных мощностей, что не позволит сохранить в стране даже сегодняшние темпы строительства.
Очевидно, что в нашей республике последствия будут еще более плачевными. По состоянию на 1 декабря 2019 года, ни один застройщик не заключил договор на проектное финансирование и не открыл эскроу-счет в уполномоченном банке. В Дагестане застройщиков, соответствующих требованиям закона, единицы. А это означает, что по мере завершения перехода на проектное финансирование строительства жилья экономика Дагестана рискует потерять целый сектор жилищного строительства: будут наблюдаться банкротства строительных компаний, сужение рабочих мест, уменьшение ВРП, рост стоимости 1 м2 жилья и т.д. На рынок жилищного строительства в Дагестан, вероятно, придут застройщики из других регионов со своими представлениями о стоимости 1 м2 жилья и рентабельности предприятия.
— Каковы планы на перспективу? На каких направлениях надо сконцентрировать свои усилия?
— Строительство – это единственная отрасль экономики, которая прямо или опосредовано участвует в реализации большинства национальных проектов. К сожалению, законодательство, затрагивающее интересы строительной отрасли России, меняется постоянно и непредсказуемо, причем поправки в законы разрабатываются в недрах Минстроя России без учета мнения профессионалов строительного рынка.
Но ситуация уже начинает меняться, и с 1 января 2021 года, в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.Путина от 26 февраля 2019 года, подлежат отмене все нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении государственного контроля (надзора).
В настоящее время мы принимаем участие в разработке Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года и в работе по формированию перечня избыточных обязательных требований, которые должны будут отменены с использованием механизма «регуляторной гильотины», утвержденного Правительством Российской Федерации.
Среди первоочередных мер по защите и развитию строительного комплекса республики считаем важным: увеличение объемов строительства жилищного фонда и объектов социального использования; развитие рынка арендного жилья; защита малого и среднего предпринимательства в строительной сфере, обеспечение их кредитными ресурсами; проведение индексации сметных нормативов; развитие индустрии строительных материалов, проектов индустриального и малоэтажного домостроения; обеспечение жилищного строительства земельными ресурсами, снабженными необходимой градостроительной документацией и соответственно инфраструктурой; снижение связанных с подключением к сетям инженерно-технического обеспечения расходов.
Газета "Дагестанская правда" (выпуск №№338-339 от 20.12.2019)