— Мы приветствуем то, что в отрасли будут действовать правовые нормы и закон, – говорит он. – Гильдия строителей СКФО о нереализованном налоговом потенциале отрасли говорила все предыдущие годы, вносила для рассмотрения предложения по увеличению налоговых поступлений в бюджет, было обсуждение в Правительстве Дагестана, но особых результатов это тогда не дало. Надеемся, сегодня представителям власти и строителям удастся все поправить. Мы намерены приложить все усилия для этого. Добросовестные строители заинтересованы в создании законных условий для своей деятельности – без мздоимства, откатов и того беззакония, в результате чего мы пришли к плачевным последствиям. Мы практически погубили свою столицу, хаотично застроив ее объектами, в большей степени не отвечающими строительным требованиям, без какого-либо архитектурного замысла. Причин тому множество. И не всегда строители – главные виновники того, что мы имеем в итоге.
– Какие у вас предложения для наращивания налогооблагаемой базы в строительной отрасли Дагестана?
– Прежде всего стоит отметить, что и малоэтажное строительство в Дагестане никем не контролируется, этот сегмент способен увеличить налогооблагаемую базу, а этим никто не занимается. Высокий уровень латентной строительной деятельности в республике оказывает серьезное давление на рыночные цены строительных работ. Те, кто работает в «тени», не платят налоги, не делают отчисления во внебюджетные фонды и соответственно имеют возможность для демпинга труда работающих легально. Значительное число строительных компаний применяет различные схемы налогового планирования. Надо поставить этим явлениям действенный заслон.
Отсутствие градостроительной политики и комплексных мер по развитию территорий, а также ужесточение требований к застройщикам жилья приводят к банкротству и приостановлению деятельности многих застройщиков. В этом году существенно снизилась активность дагестанских строителей в государственных торгах, что отразится на показателях ввода социальных объектов в республике, в том числе и на налоговых отчислениях отрасли. Если мы хотим получать налоги, нужно также содействовать успешной деятельности строительных компаний, желающих работать в рамках закона.
Нам необходимо создать равные конкурентные условия для всех участников строительного рынка. Теневой бизнес убивает конкуренцию, справедливую рыночную стоимость объектов строительства. Необходимо направить рынок строительных материалов и транспортных услуг в законное русло, иначе отрасль может войти в стагнацию и депрессивное состояние.
– Какие вопросы, на ваш взгляд, наиболее важны сегодня для строительных предприятий, работающих легально, добросовестно выплачивающих налоги в бюджет?
– Строительная отрасль – это значительные капиталовложения, рабочие места и доля инвестиций в основной капитал, как отметил Председатель Правительства РД Артём Здунов на последнем заседании межведомственной комиссии. При этом он подчеркнул, что надо предметно заниматься этими вопросами. Полностью с этим согласен. Нам, строителям, этого и не доставало до последнего дня. Очень много проблем в отрасли, решение которых зависит от власти.
Строительство – это продолжительный по времени производственный процесс, где цена определяет всё: и затраты, и прибыль организации, и налоги. Эти факторы зависят от постоянно меняющихся тарифов на энергоносители, цен на материалы и оборудование, на услуги машин и механизмов, от уровня заработной платы, которые меняются после заключения контракта. А как быть, если есть неурегулированные вопросы ценообразования, разночтение существующих правил и норм? К сожалению, реформа ценообразования в строительной отрасли, которая еще не заработала, уже напрягла и производителей, и строителей.
– В чем проблема?
– Существующая контрактная система (ФЗ-44) и механизмы формирования начальной максимальной цены контракта игнорируют факторы реального ценообразования в строительстве, накладывая их на подрядчика, на его предполагаемую прибыль. Подрядная организация несёт затраты на привлечение кредитных ресурсов, получение банковской гарантии, формирование компенсационных фондов. Дело в том, что в ходе строительства постоянно возникают вопросы, требующие оперативного решения. Не всегда проектная документация отвечает всем потребностям, несмотря на то, что проходит государственную экспертизу. В процессе реализации проектов происходят существенные изменения как в проектных решениях, так и в производстве работ, требующих дополнительных расходов подрядчика. Вдобавок ко всему недобросовестная конкуренция между строителями приводит к занижению контракта на 20-30%, а то и более.
В результате строительная компания лишается прибыли. Следовательно, неоткуда взяться налогу на прибыль. Не обновляется материально-техническая база, не соблюдаются требования по охране труда. Строители просто не в состоянии укомплектовать штат квалифицированными инженерно-техническими работниками, специалистами по организации строительства, включенными в Национальный реестр специалистов. Для производства работ привлекаются неквалифицированные и неоформленные по трудовым договорам рабочие. Отсюда и зарплаты «в конвертах», и схемы ухода от уплаты социальных налогов. Всё это влияет и на качество строительства.
Законодательная реформа в сфере жилищного строительства – это переход от долевого строительства к проектному, что предполагает повышенные требования к застройщикам и строительным компаниям. Есть основания предполагать, что многие застройщики республики не будут отвечать требованиям, предъявляемым законом, жилищное строительство в республике будет вестись под вывеской сторонних застройщиков. А удорожание жилья, вызванное участием банков и застройщиков со стороны, приведет к снижению спроса на жилье на первичном рынке.
– Что, по вашему мнению, необходимо предпринять, чтобы изменить подобную ситуацию?
– Понятно, что снижение стоимости контракта призвано экономить бюджетные средства, но если государственная экспертиза подтвердила сметную стоимость объекта, то значительное её снижение не может быть оправданным. Считаю, что при проведении торгов главными критериями должны быть сроки, гарантии, качество, квалификация и только потом цена.
Да, пересчет смет по федеральным единым расценкам по заключенным контрактам с их непроработанными методиками, исключая транспортную логистику, привел к снижению стоимости выполненных работ и мнимой экономии средств. Но разве это не экономика организаций и налоги в бюджет? К этому вопросу необходимо отнестись серьезно и исключить имеющиеся факты злоупотреблений.
По НДС налоговая служба по созданной программе отслеживает движение этого налога до последнего контрагента, и не оплатить его невозможно. Конечно, это хорошо. Однако при выявлении в этой длинной цепочке движения НДС недобросовестной организации, уклоняющейся от уплаты, налоговая служба доначисляет эту сумму первому звену как выгодоприобретателю с пенями и штрафами в размере 40% вместо того, чтобы найти и наказать виновное лицо. Счета арестовывают, материалы передают в суд, а организация несёт ещё и дополнительные затраты в виде сборов судебных приставов в размере 7%. Этот фактор существенно влияет на финансовую устойчивость строительных компаний и приводит к срыву строительства объектов, в конечном итоге к их банкротству.
Разве это справедливо? При этом на факты несвоевременной оплаты госзаказчиком выполненных работ никто не обращает внимание. Графики реструктуризации не составляются. И как в этой ситуации развиваться строительным компаниям? Подобную практику также нужно пересматривать. Нужен диалог между строителями и налоговыми органами.
газета "Дагестанская правда" (выпуск №№309-310 от 29.11.2018)