Предложения были конкретные о вводе инвестором в регион инвестиции в малую энергетику, ВИЭ и по ситуации в строительном комплексе – как решать проблемы, с механизмом их осуществления. Пока никаких ответов по сотрудничеству, в том числе и по формированию Координационного Совета, решение по которому Глава Республики как бы принял моментально.
- На этой неделе назвали российские города с самым большим объёмом жильяна одного человека. В списке лидеров по строительству почему-то не оказалось Махачкалы, ведь в Дагестане в основном благодаря столице республике по отчётам рекордные объёмы ввода жилья - 2 млн кв. м. Первое место занял Ростов-на-Дону с 1,6 млн кв. м, затем Воронеж и Новосибирск...
- Сейчас как мантру повторяют: «налоги, налоги», а проблем накопилось и по качеству застройки, по сейсмической безопасности, по вранью с объёмами ввода жилья. Что бы наращивать налоги надо реально наращивать СМР инфраструктуру стройкомплекса. Муниципалитеты подают неверную информацию. Дачная амнистия - это мощнейший резерв для формального отнесения к новому построенному жилью. Это жильё построили 40 лет назад. А оформление в собственность происходит сейчас, отсюда и вырисовываются потёмкинские деревни на бумагах. Строительство в Махачкале - это 40-50% из всего объёма вводимого жилья. В остальные города и населенные пункты никто не ходит и не спрашивает. Мы знаем, сколько нужно арматуры и цемента на 1 кв. м, столько стройматериалов в регион не завозится. Члены координационного совета и могли бы дать не только много профессиональных советов, но и предложить решения сложных проблем, проверять отчетность, определить где эти объемы и где налоги с них. Совет и комиссия должны прямо подчиняться председателю Правительства РД Артёму Здунову, а во главу угла поставить качество строительных работ, количество и налоги, а координационный совет предлагать, координировать. Так же до сих пор никого из строительного сообщества не привлекли в межведомственную комиссию, а там должны быть сугубо узкие специалисты - геологи, гидрологи,строители, конструкторы, которые могут оценить ситуацию и дать варианты решение, что надо делать. Видно еще много забытых «казачков» в системе государственного управления, если не проходят самые очевидные, конструктивные предложения строительного сообщества. Выпустить «пар» не главное
- По вашему мнению, как улучшить качество возводимого жилья в Дагестане?
- В Дагестане строят бесконтрольно. Бетон подлежит контролю только когда он уложен в конструкцию. По идее контролирующие органы должны брать образцы бетона из конструкции. Раньше ни один блок не принимался, пока не будет взята проба. Для этого необходимо усилить государственный контроль, контроль саморегулируемых организаций и усилить оснащение строительных лабораторий. А у нас их нет. Есть отдельные корпоративные лаборатории, но у них свои интересы. Сейчас эти справки, разумеется, покупаются на бетонных заводах. «В итоге всё соответствует строительным нормам»
Ещё одну тему постоянно поднимаем. Основной материал при строительстве бетон и арматура. Ни одно заведение не учит по этим направлениям. Кроме того, ни один объект не должен строиться в Дагестане, пока не будет районирования по сейсмике, гидрологии.
- Новая карта сейсмического районирования ещё не готова?
- Есть генплан, но нет карт районирования, то есть не известно, что в какой зоне можно строить. Где-то вообще нельзя вести строительные работы, а если и строить, то все геологические и гидрологические исследования должны быть сделаны заранее. Потихоньку надвигается возможное сильное землетрясение, которое прогнозируют учёные до 2030 года, в том числе и в Дагестане. У нас есть переписка с чиновниками, если и эта власть не среагирует, то придётся обращаться в СМИ. Очень сложное состояние с гидротехническими сооружениями. Если начнётся сильный толчок... Это очень опасно. На берегу моря стоят высотные дома - 12-15 этажей. Море уходит и приходит, вода поднимается, это же один организм. Там дома должны быть на сваях, на бетонных площадках с определенной толщиной. Разумеется, и жильё на берегу моря будут дороже, так как эти мероприятия затратные. Сейчас у нас много объектов строится в сторону Каспийска, а там 2 метра залегания грунтовых вод. Болото кругом.
- Например, на территории бывшего ипподрома построили дома для переселенцев из аварийного жилья...
- Так точно. В первую очередь там должны были провести изыскания. Но никто этим не занимается. На территории ипподрома собирались строить большой комплекс, чтобы его обеспечить электричеством, надо за 30 км тащить ЛЭП. Спрашивается, а сколько это будет стоить? Может быть и дороже, чем сам дом или комплекс. Прежде чем принимать такие решения, нужно было озадачиться, где у нас такие мощности есть, откуда вести туда линию. Там ещё не решён вопрос грунтовыми водами. Проектировщик «Градстрой» ответил, что будут делать дренаж когда-то... Тоже самое по канализационному коллектору в сторону Каспийска.
Почти год стоял построенный стеклозавод и ждал технологического присоединения энергоносителей. Эти мероприятия должны быть заведомо проведены. Ресурсоснабжающие компании уже должны быть озадачены, чтоб в тот район подтянули все мощности. И застройщики не должны их уговаривать, взятки давать. Они обязаны это делать.
-То, что предложил Хасбулат Османов оформление документов строителей через МФЦ - действительно исключит откаты и ускорит оформление? Ведь МФЦ делает запросы в ресурсоснабжающие организации, а там на местах могут тормозить процесс оформления пока им не заплатят откат?
- Эти предложения давно представлены Гильдией строителей СКФО в Правительство и Минстрой РД "в одно окно" и это правильно с одной стороны, чтобы не ходить по кабинетам чиновников. МФЦ же гарантирует какие-то сроки оформления документов. Идея здоровая, но её надо наполнить механизмом исполнения, разработать положение, чтобы застройщикам оставалось лишь заплатить за присоединение.
- Минстрой РД может влиять на строительство в республике?
- Система устроена так, что всё во власти муниципальных образований. Минстрой может производить архстройнадзор. В сложившейся законодательной ситуации это министерство работает по старинке: и по инструкциям работают как 10-20 лет назад. Его нужно преобразовать. Какие-то полномочия забрать, какие-то дать, которые реально могут осуществлять. Уже не говоря о том, что там нет профессионалов. Я уже приводил пример, что в Минстрое 20% строителей.
Есть рабочие проблемы. Три года писали, чтобы сделали «Единого государственного заказчика» куда собрали бы лучших специалистов. А то это отдельные Заказчики при каждом Министерстве - натуральные кормушки.
Сделайте единую структуру, которая бы напрямую подчинялась председателю правительства или курирующему вице-премьеру. Нельзя по пять лет писать, чтобы власть услышала и потом принимала половинчатое решение. Бывшее Управление по капитальному строительству назвали единым заказчиком, а все остальное так и оставили. Его возглавлял нотариус. Сейчас идут назначения очень далекие от профессии. Возможно полковники лучше будут управлять секторами реальной экономики, но и к профессионалам надо относится уважительней. Как бы главарей посадили, а вторые звенья то остались. Всех не пересажаешь, их надо просто отодвинут от управления и финансовых потоков. Власть ранее аттестовала более 700 специалистов-претендентов, 250 из них прошли аттестацию и ни одного назначения. Сегодня ни один чиновник, начиная с 4 вице-премьеров, курирующих строительство и энергетику, сами не аттестованы. Опыт управления полковниками когда -то был у Греции…
Саида Вагабова, газета "Черновик" (выпуск №12 от 30.03.2018)