- Объем накопившихся проблем в строительной отрасли настолько велик, - говорит он, - что потребовалось вмешательство первого лица государства. Президент России Владимир Путин 17 мая 2016 года провел заседание Государственного Совета РФ с повесткой дня "О развитии строительного комплекса и совершенствовании градостроительной деятельности в Российской Федерации", по итогам которого утвердил перечень из 25-ти поручений Государственного Совета, направленных на совершенствование системы саморегулирования в строительстве.
- Президент подписал ряд законов, направленных на совершенствование законодательства в строительной сфере. Что, на ваш взгляд, наиболее важное в них, какой задан вектор развития отрасли?
Есть немало позитивного для жилищного строительства. Приняты поправки к 214-му Федеральному закону о долевом строительстве многоквартирных домов с привлечением средств граждан. Они вступят в силу с 1 января 2017 год. Поправки предусматривают обеспечение информационной открытости ведения строительных работ застройщиками.
- То есть будет ужесточен контроль?
Да. В закон вводятся дополнительные требования, повышающие контроль за целевым использованием средств, а также по расширению полномочий государственных контролирующих органов. В частности, устанавливаются требования к уставному капиталу компании в зависимости от площади возводимого жилья. Заметно расширяется перечень информации, которую застройщик должен раскрывать в проектной декларации и на своем официальном сайте, и вводится понятие целевого использования средств граждан. Закон вводит новый механизм, обеспечивающий права граждан-соинвесторов, - Компенсационный фонд долевого строительства, который будет обеспечивать завершение строительства многоквартирных домов в случае неисполнения застройщиком своих обязательств.
- Много с разных трибун говорилось о целесообразности использования имеющихся площадей промышленных зон. Решит ли подписанный Президентом России Закон о комплексном развитии промышленных зон эту проблему?
Главное, документ дает четкое определение самой промышленной зоны и устанавливает условия, при наличии которых в отношении таких территорий может быть принято решение о комплексном развитии. Важно, что он предлагает механизмы вовлечения всех собственников земельных участков и объектов недвижимости, расположенных в границах промышленной зоны, в процесс комплексного развития.
Муниципальные образования до 1 января 2017 года должны привести в соответствие с этим документом правила землепользования и застройки. Это позволит, по оценкам экспертов, вовлечь в экономический оборот до 20-25 процентов территорий городов и разместить на них новое жилье, объекты социальной и транспортной инфраструктуры.
- Есть какие-либо новшества в области проектирования и архитектуры?
Есть. В соответствии с ними в законодательстве теперь заказчик имеет право на многократное использование проектной документации, оплаченной за счет бюджетных средств любых уровней бюджета и разработанной на основе произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства, без согласия его автора.
- А как же авторское право?
Многократное использование проекта не лишает архитекторов авторских прав на их произведения, а позволяет существенно сократить сроки и оптимизировать затраты на строительство, исключая необходимость получения права использования проекта повторно. Принят и разработанный Минстроем России законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
- Вы в выступлениях часто говорили о существующих несуразицах в ценообразовании в строительстве. Разработаны ли на законодательном уровне документы, способные прекратить эту практику?
Да, принят ключевой законопроект для строительной отрасли, направленный на реформирование системы сметного нормирования и ценообразования в строительстве. Напомню, главная идея законопроекта - переход от базисно-индексного метода расчета стоимости строительства (цены из базы 2001 года ежегодно корректируются расчетным индексом) к ресурсному (расчет по актуальной базе цен на ресурсы).
Все разработанные по новому порядку сметные нормативы будут публичными - поправки предполагают создание открытого реестра к 1 марта 2017 год. Компаниям, желающим участвовать в государственных заказах, придется руководствоваться данными реестра - их применение обязательно при строительстве за счет бюджетов всех уровней, а также государственных корпораций и компаний с государственным участием (более 50%). Отмечу, эти изменения затронут внушительную часть строительного рынка: в 2015 году, по данным Минэкономики РФ, на закупки строительных работ было потрачено 2 трлн руб. бюджетных средств и более 4 трлн руб. средств государственных корпораций. Предполагается также мониторинг уровня цен на стройматериалы - проект постановления Правительства РФ о порядке его проведения сейчас находится в разработке.
- А что сулит строителям подписанный Президентом России закон о совершенствовании системы саморегулирования в строительстве, точнее, ФЗ № 372 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"?
Это, пожалуй, самое важное для строительного сообщества событие. Документ, в частности, уточняет требования, предъявляемые к деятельности СРО, повышает ответственность за выполнение членами СРО обязательств по договорам подряда и обеспечению безопасности эксплуатации зданий и сооружений. Закон вступает в силу с 1 июля 2017 г., кроме отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие, и предусматривает масштабные изменения в саморегулировании в сфере строительства.
- Можете их назвать?
Так, скорректированы требования к выполнению работ по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий и подготовку проектной документации, строительного подряда. Государственным и муниципальным предприятиям и учреждениям, а также юридическим лицам с долей участия государства (муниципалитета) более 50% не требуется с вступлением в силу закона состоять в членах СРО при выполнении таких работ для органов власти и организаций государственного сектора.
Без членства в СРО можно будет выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором. Это при условии, что размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает 3 млн руб. Не надо теперь вступать в СРО физическим лицам, занимающимся строительством индивидуального жилищного дома, гаражей, вспомогательных сооружений, киосков, капитальным ремонтом и т.п.
- Затронут ли изменения в законодательстве условия и порядок приобретения статуса СРО?
Да, установлены новые требования к разработке СРО стандартов и внутренних документов. Скорректированы правила формирования компенсационного фонда возмещения вреда. Закон также предусматривает создание системы ответственности перед заказчиком одного лица - генерального подрядчика и формирование компенсационного фонда для обеспечения договорных обязательств, обеспечивающих финансовую ответственность СРО за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров ее членами.
Отмечу еще, что регламентированы правила размещения средств указанных фондов в банках, требования к которым будут установлены Правительство РФ. Вводятся требования к специалистам по организации инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства. Предусмотрено введение национальных реестров таких специалистов.
Усовершенствованы порядок приема в члены СРО и правила осуществления СРО контроля за деятельностью своих членов.
- Похоже, по замыслу разработчиков закон направлен на искоренение таких негативных явлений в системе СРО, как "торговля допусками СРО"?
Чтобы прекратить "торговлю допусками СРО", инициаторы нового закона предложили полностью отменить необходимость наличия свидетельства о допуске на виды работ и оставить только фактическое членство предприятий строительной отрасли в СРО. При этом обязательное членство в саморегулируемых организациях оставили только для компаний, занимающихся организацией строительства и работающих с заказчиком по прямым договорам с обязательствами свыше 3 млн рублей.
Теперь в СРО можно вступить только по месту регистрации компании. Данная норма касается и самих СРО. Чтобы сохранить свой статус, им необходимо пройти перерегистрацию по новым требованиям (вступают в силу 1 июля 2017 года). Некоммерческие партнерства, ассоциации и союзы строителей должны объединить не менее 100 компаний, имеющих юридический адрес в том же субъекте Федерации, где зарегистрированы они сами.
Закон содержит еще много важных положений, требований и коллизий. Очевидно, что до его принятия нужно было тщательно проанализировать семилетний опыт развития института саморегулирования, с математической точностью смоделировать ситуацию, расписать алгоритм действий участников переходного периода. Всего этого, к сожалению, сделано не было, и нам предстоит тяжелый переходный период длиною в один год.
Мы все понимаем значимость принимаемых законов, решений, понимаем насколько они важны для развития строительной отрасли. Экономика страны еще пребывает в тяжелых условиях, и хочется надеяться, что реформирование института саморегулирования в строительстве будет способствовать росту объемов, качества и безопасно производимых работ.
В заключение я хочу поздравить всех строителей и ветеранов строительной отрасли Республики Дагестан с профессиональным праздником - Днем строителя! Желаю здоровья, мира и добра. Пусть экономические реформы будут направлены на развитие отрасли, а созидательный труд строителя - на радость людям!
Джангиши Гадисов, газета "Дагестанская правда"