Опрос, проведенный Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), показал, что только 20 процентов граждан считают госзакупки прозрачными и справедливыми. А вот подсчеты общественной организации «Безопасное Отечество» приводят потери бюджета при госзакупках до принятия с 1 января закона о Федеральной контрактной системе (ФКС), которые составляли сотни миллиардов рублей в год. Только на торгах, в ходе которых окончательная сумма контракта опускалась меньше чем на 5% от стартовой, можно было выгадать 290 млрд руб, отмечает газета РБК daily.
«Безопасное Отечество» составило антирейтинг коррупциогенности в сфере госзакупок по итогам 2013 года. Возглавили его Чечня и МВД. Увы, в тройке региональных лидеров Чукотка и Дагестан, среди министерств — Минэнерго и Минздрав, за ними следуют Минтранс и Минкульт. В первой региональной десятке — Северная Осетия, Новгородская, Тюменская, Пензенская, Сахалинская, Томская и Московская области. Москва находится на 11-м месте, Санкт-Петербург — на 22-м.
Как подсчитали? За основу рейтинга за 2013 год составители взяли 2,4 млн торгов на сумму 5,4 трлн руб. и оценили их по шести критериям. Наибольшее число нареканий — в отношении сделок со снижением цены менее чем на 5%. В Чечне это 74% сделок, на Чукотке — 55%, в Дагестане — 52%, в МВД — 62%, в Минэнерго — 71%, а в Минтрансе — 61%.
Можно по-всякому относиться к подобным исследованиям, частенько федералы предвзяты к регионам Северного Кавказа, однако неоспорим сам факт большой коррупционной составляющей, которая присутствовала до последнего времени в процедурах государственных закупок. Это, собственно, отметил премьер-министр Дмитрий Медведев в ходе обсуждения с членами Экспертного совета при правительстве совершенствования механизмов контроля за госзакупками, госрасходами и инвестициями. «В системе госзакупок это явление развито повсеместно, и масштабы его велики, - согласился глава правительства. - У нас у всех есть надежда, что закон, который рождался в трудах и боях, поможет эту проблему решить», сказал он на одном из заседаний совета, детально обсудившем пункты ФСК.
Подтверждая сказанное, эксперты Высшей школы экономики, оценивая нормы закона и первые результаты пилотного проекта по ФКС, начатого в том числе в «Росатоме», посчитали, что экономия бюджетных средств в результате введения нового механизма превысит 1 триллион рублей.
В Дагестане к реализации нового закона также отнеслись со всей ответственностью. Создан Комитет по государственным закупкам РД, который возглавил молодой энергичный специалист Мурад Далгатов. Определен круг государственных и иных заказчиков, для которых Комитет является уполномоченным органом. В число заказчиков не входят федеральные органы и муниципалитеты.
Отдельным приложением определен перечень товаров, работ и услуг, осуществляемых во взаимодействии с уполномоченным органом. Закупки товаров, работ и услуг, не входящих в состав данного приложения, заказчики Дагестана обязаны осуществлять самостоятельно. Новый закон, казалось бы, поддерживая предпринимательство, также практически лишает участия в госзакупках малого бизнеса из-за длительных сроков расчетов с поставщиками. Есть предложения сократить эти сроки до 30 дней для контрактов с компаниями малого и среднего бизнеса на сумму до 20 млн руб.
Закон очень сложный, потому слово – «самостоятельно» для многих бюджетных предприятий и организаций сегодня звучит не просто пугающе - незнание закона, сложности проведения процедур торгов порой парализуют их деятельность.
Потому, говорит Мурад Далгатов, поступающие предложения от глав муниципальных образований о централизации муниципальных закупок в их районах восприняты с пониманием, и сегодня готовятся проекты соглашений с муниципальными образованиями. В Дагестане также организованы специальные курсы, позволяющие детально ознакомиться с тонкостями закона и получить навыки проведения закупок, в частности, силами специалистов НОУ ДПО «Северо - Кавказский институт повышения квалификации кадров строительного и жилищного комплекса» (СКИПКК).
Газета "Дагестанская правда"