- Для эффективного функционирования создаваемой контрактной системы, - сказал он, – нужны специалисты, которых сейчас нет. Это действительно проблема, требующая пристального внимания органов исполнительной власти. Мы же свою задачу прекрасно понимаем. И задача на самом деле двуединая. Первая задача – это оперативное разъяснение положений закона. Эту работу мы проводим с сентября прошлого года с привлечением тех экспертов, которые разбираются в законе, путём проведения очных семинаров и круглых столов. Сами участвуем в конференциях, проводимых на федеральном уровне.
Вторая задача – формирование системы подготовки специалистов в сфере госзакупок. Это разработка программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации. В соответствии с новым законом «Об образовании» такие программы готовятся самостоятельно образовательными учреждениями. Нашим институтом разработаны учебные программы по курсу «Управление государственными и муниципальными заказами» в объеме от 72-х до 144-х часов. Они согласованы с Комитетом по госзакупкам при Правительстве РД и по ним проводится обучение специалистов-участников закупок (заказчиков, подрядчиков, поставщиков и исполнителей).
Один из основных принципов контрактной системы – принцип профессионализма. Закон предъявляет квалификационные требования к сотрудникам контрактной службы, контрактному управляющему и членам комиссий по госзакупкам. Поэтому учиться надо! Кадровая проблема, повторюсь, стоит достаточно остро, но она решаема. Как и остальные вопросы, связанные с внедрением контрактной системы.
- Давайте поговорим о строительной отрасли. Сегодня все строительное сообщество России волнует вопрос введения предварительной квалификации и установления порога демпинга цены контракта. Чего удалось добиться?
- Обсуждая новый законопроект о контрактной системе, мы на всех уровнях пытались донести важность этих позиций для обеспечения качества и безопасности выполняемых строительных работ. И определенные сдвиги есть. Появились новые по сравнению с ФЗ-94 формы проведения торгов.
Закон о контрактной системе если не решает полностью эти проблемы, то во всяком случае сильно расширяет возможности для их решения. Главной же формой госзакупок по новому закону становятся конкурсы (в том числе конкурс с ограниченным участием и двухэтапный). Понятно, что новый порядок резко ограничивает возможности участия в госзакупках фирм-однодневок и случайных контор - тех, кто по 94-ФЗ выигрывал аукционы только за счет демпинга.
- Что за новые формы проведения торгов?
Конкурс с ограниченным участием - новый способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя). При его проведении применяются положения о проведении открытого конкурса, но с учетом особенностей, определенных в ст. 56 Закона N 44-ФЗ (ч. 3 ст. 56 Закона N 44-ФЗ).
Отличие конкурса с ограниченным участием от открытого конкурса состоит в том, что к участникам первого Правительство РФ устанавливает дополнительные требования.
Так, в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 28 ноября 2013 г. № 1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утвердило:
- перечень случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации;
- дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки отдельных товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации;
- перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупки дополнительным требованиям, предъявляемым к участникам закупки отдельных товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации.
Разработанный Минэкономики РФ документ регламентирует применение конкурса с ограниченным участием при проведении закупок для удовлетворения государственных и муниципальных нужд. Применима данная форма будет не для всех закупок. Государственные и муниципальные заказчики смогут использовать её, если речь идет о выполнении работ на объектах использования атомной энергии, оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для медицинских и образовательных учреждений. Также они будут применяться при выполнении работ по проектированию, сооружению и выводу из эксплуатации объектов использования атомной энергии.
В этот список попадает и выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.
Кто же сможет принимать участие в закупках, организованных новым способом?
К участию в конкурсе с ограниченным участием допустят подрядчиков и поставщиков, которые уже имеют опыт исполнения (с учетом правопреемства) контракта, договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, указанных в Перечне случаев, в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием.
Вторым существенным требованием является финансовая состоятельность потенциального участника, для подтверждения которой может быть представлена банковская гарантия. Кроме этого у подрядчика должно быть в наличии собственное и (или) арендованное на срок исполнения контракта, договора оборудование и другие материальные ресурсы, а также права на результаты интеллектуальной деятельности в объеме, установленные конкурсной документацией, необходимые для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора.
Каким образом участник закупки должен подтвердить свое соответствие дополнительным требованиям?
Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупки дополнительным требованиям, установлен вышеназванным Постановлением. Соответствие указанным требованиям участники должны отражать в заявке на участие в конкурсе для чего необходимо предъявить:
1. Копию (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ.
2. Перечень оборудования и других материальных ресурсов, сформированный в зависимости от вида работ.
3. Выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающая право собственности на объект недвижимости, используемый в производственных целях (выданная не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в конкурсе).
4. Копию договора аренды недвижимого имущества, заключенного на срок не менее 2 лет, зарегистрированного в установленном порядке, с приложением копии акта передачи арендованного недвижимого имущества от арендодателя участнику размещения заказа (арендатору), указанием данных, позволяющих определенно установить недвижимое имущество, переданное арендатору в качестве объекта аренды, а также с приложением копии свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объект недвижимого имущества, переданный в аренду, или выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающей право собственности на объект недвижимого имущества, используемый в производственных целях (выданной не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в конкурсе).
5. Перечень находящегося в собственности, аренде (лизинге) технологического и иного оборудования, необходимого для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг с указанием его производственных мощностей в сутки.
6. Копии инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6, в том числе на технологическое оборудование, необходимое для производства закупаемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, являющихся предметом конкурса.
Следует отметить, что дополнительные требования не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок.
При проведении конкурса с ограниченным участием его участники сначала проходят предквалификационный отбор, в ходе которого заказчик выясняет их соответствие дополнительным требованиям, и только потом оцениваются поданные ими заявки (ст. 56 Закона N 44-ФЗ).
Сфера применения двухэтапного конкурса значительно ограничена по сравнению с иными способами осуществления закупок. Заказчик вправе осуществить закупки данным способом при одновременном соблюдении следующих двух условий (ч. 2 ст. 57 Закона N 44-ФЗ):
- заказчику необходимо обсуждать и уточнять с участниками закупки те или иные характеристики объекта закупок;
- конкурс проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции, энергосервисного контракта, а также в целях создания произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности).
Особенность двухэтапного конкурса состоит в том, что в ходе его проведения заказчик может уточнить характеристики объекта закупки либо критерии оценки заявок.
На первом этапе участники подают первоначальные конкурсные заявки без указания предложений о цене контракта (ч. 4 ст. 57 Закона N 44-ФЗ). Они имеют право не предоставлять обеспечение заявки на первом этапе конкурса.
Заказчик рассматривает заявки и после завершения первого этапа может уточнить любое требование к функциональным, техническим, качественным или эксплуатационным характеристикам объекта закупок или к критериям оценки конкурсных заявок в соответствии с новыми характеристиками объекта закупок (ч. 9 ст. 57 Закона N 44-ФЗ). По окончании первого этапа конкурса заказчик уведомляет всех участников о внесенных в конкурсную документацию изменениях, а также публикует эту информацию в единой информационной системе.
На втором этапе конкурса участники вправе представить окончательные конкурсные заявки с указанием цены и с учетом измененных параметров контракта либо отказаться от участия в конкурсе. Участие во втором этапе конкурса могут принимать только те участники, которые подали заявки на первом этапе (ч. 14 ст. 57 Закона N 44-ФЗ).
Вы не раскрыли вопрос ограничения демпинга. Каковы механизмы его реализации?
Кроме увеличения количества форм проведения торгов, есть подвижки и в вопросе ограничения демпинга цены контракта. Так при проведении конкурса и аукциона Закон N 44-ФЗ предусматривает повышенный размер обеспечения исполнения контракта в ситуации, когда при начальной (максимальной) цене контракта более 15 млн. руб. участник закупки снижает ее на 25 процентов и более (ч. 1 ст. 37 Закона N 44-ФЗ). В таком случае контракт заключается с победителем закупки только после того, как он предоставит обеспечение исполнения контракта, в полтора раза превышающее размер обеспечения, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса, если его выплата предусмотрена контрактом (далее - повышенное обеспечение).
Если участник конкурса или аукциона снизит начальную (максимальную) цену контракта, не превышающую 15 млн. руб., на 25 процентов и более, то он обязан предоставить по выбору либо повышенное обеспечение, либо информацию, подтверждающую его добросовестность. К такой информации относятся сведения об определенном количестве и стоимости госконтрактов, заключенных с таким участником и исполненных им без применения неустоек (штрафов, пеней) (ч. 3 ст. 37 Закона N 44-ФЗ).
К сожалению, здесь решение законодатель принял половинчатое. Мы – строительное сообщество, предлагали для поставщиков штучных товаров порог демпинга оставить в 25 %, а для строительных организаций – 10 % от начальной (максимальной) цены контракта. Закон зафиксировал демпинговый порог для всех в четверть от стоимости. Но к торгам по виду деятельности - строительство, когда речь идет о безопасности объектов и сооружений, об экологической безопасности, наконец, обязательно должен быть индивидуальный подход! Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) и строительное сообщество разделяют эту позицию. Для объектов строительства это очень большие суммы. При таком «падении» на торгах трудно ждать высокого качества выполнения работ и применения современных технологий и материалов. Поэтому заказчику придется очень непросто при определении победителя, способного выполнить контракт с максимальной эффективностью и качеством.
Ещё сложнее, но при этом жизненно важно, строительному сообществу и НОСТРОЙ продолжать активную работу по совершенствованию системы госзакупок и отстаиванию интересов профессионального сообщества в федеральных и региональных органах власти.
Беседовал: Джангиши Гадисов
Газета "Дагестанская правда"
Выпуск 30.04.2014 г.