- Али Баширович, каково сегодня состояние строительного комплекса республики и инвестиционная привлекательность отрасли в целом?
- Республика Дагестан относится к числу инвестиционно привлекательных регионов России. Показателем благоприятного инвестиционного климата республики является интерес со стороны как отечественных, так и иностранных инвесторов к основному сектору экономики – строительству. Более половины всей инвестиционной активности республики сосредоточено в двух крупных отраслях – строительство (32,1% общего объема инвестиций в основной капитал) и производство и распределение электроэнергии, газа и воды (24,5%). Эти виды деятельности в Дагестане чаще всего финансируются за счет средств бюджетов различных уровней. Темпы жилищного строительства на протяжении последних десяти лет ежегодно повышаются.
Перспектива успешного развития строительной отрасли во многом зависит от модернизации, обновления предприятий строительной индустрии на современном уровне и инновационной основе. В этой связи проблемы совершенствования системы управления инвестиционно-строительными проектами представляются чрезвычайно актуальными.
Я являюсь экспертом Агентства стратегических инициатив министерства регионального развития РФ и хочу сказать, что руководство республики уделяет огромное значение вопросам привлечения инвестиций в Дагестан. Разработана «Инвестиционная стратегия Республики Дагестан до 2025 года», сформирован план мероприятий по ее реализации, утверждена «дорожная карта».
Согласно «Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года», развитие строительного комплекса будет строиться на базе следующих стратегических направлений: развитие жилищного строительства; расширение строительства объектов инфраструктуры и производственных мощностей; строительство (реконструкция) и модернизация коммунальной и инженерной инфраструктуры; производство строительных материалов.
Вместе с тем барьеры на пути развития инвестиционной деятельности, такие как административные, слабая инфраструктурная обеспеченность, являются наибольшим ограничением при оценке инвестиционного потенциала республики, в том числе и в строительной отрасли. Считаю важным отметить, что последовательная реализация приоритетных проектов Президента республики и строгое выполнение мероприятий «дорожной карты» по внедрению Стандарта «Инвестиционная стратегия Республики Дагестан – 2025» позволит привлечь инвесторов и поднять экономику на качественно новый, достойный уровень.
- Какие меры помогут нашим строителям достичь высоких показателей ввода жилья и снизить цену квадратного метра?
- Спрос на жилье в республике остается очень высоким. Необходимость расселения людей из ветхого жилья, программа строительства жилья для молодых семей, обеспечение жильем учителей, врачей, работников государственных служб, обеспечение жильем многодетных семей остается в разряде первоочередных, но так и не разрешенных задач.
Наконец, простая необходимость улучшения жилищных условий делает спрос на жилье постоянным и высоким, вместе с тем платежеспособный спрос гораздо ниже, чем спрос на жилье. Механизмы, предлагаемые государством, такие как «доступное жилье», «ипотечное кредитование», не могут коренным образом изменить ситуацию.
Ответ на поставленный вопрос не сложен – только конкуренция может заставить снизить рыночные цены. Чтобы застройщики стали строить качественное жилье по низкой цене, необходимо обеспечить им приемлемую рентабельность. В убыток себе никто строить не будет.
Президент РФ распорядился до 2018 года снизить стоимость жилья на 20% и уменьшить ставку по ипотеке до уровня инфляция «+ 2,2%». Строители же заявляют: мы можем по себестоимости строить малоэтажное жилье за 15-20 тысяч рублей за квадратный метр, а «многоэтажку» – в районе 30 тысяч рублей. Все остальное, что приводит к повышению цены, – это цена за землю, подключение к сетям, стоимость банковских кредитов и строительства социальной инфраструктуры, а также плата за «административные барьеры» при выдаче разрешений на строительство и ввод объектов. То есть все то, что прямо или косвенно управляется или регулируется государством.
Снижая затраты на производство и тем самым снижая стоимость жилья, строительная организация не становится конкурентоспособной (отсутствие средств на развитие предприятия, подготовку кадров и т. д. в конечном счете влияет на качество строительной продукции). Нужны дополнительные механизмы уменьшения стоимости жилья, такие как доступное банковское кредитование, бесплатное представление земельных участков, уменьшение стоимости представленных государством подготовленных территорий для комплексного их освоения, строительство арендного жилья, жилья социального найма и т. д.
Проблема с обманутыми дольщиками также влияет на количество вводимого жилья. В настоящее время наблюдается снижение платежной способности у населения и доверия к застройщикам, а также уменьшается спрос на строительные материалы из-за роста рисков неполной реализации жилищных объектов.
В результате сложившейся ситуации в финансово-кредитной политике строительной отрасли также обостряется кризис платежеспособности и доверия между заемщиками и дольщиками. Происходит сокращение сделок купли-продажи объектов жилищного строительства. Без решения этих и других вопросов невозможно ожидать выполнения задачи по повышению конкурентоспособности наших строительных предприятий перед иностранными и крупными российскими компаниями. А стоимость квадратного метра останется на высоком уровне. Подготовка территорий под комплексную застройку позволит увеличить количество вводимого жилья.
- Как снизить количество аварий на стройках и повысить технику безопасности?
- Борьба с травматизмом в строительной отрасли еще издавна была весьма актуальной задачей служб охраны труда и по своей важности не утратила своего первостепенного значения сегодня. Особенности строительного производства по условиям труда создают предпосылки повышенной травмоопасности. Практика показывает, чем больше выявлено и устранено нарушений, тем ниже будет вероятность происшествия несчастных случаев.
С 1 января 2014 года вводится ФЗ «Специальная оценка условий труда», обязательное страхование от возможных аварий и инцидентов и много других подзаконных актов.
В целях предотвращения аварий на строительных площадках и нарушений техники безопасности нашим Партнерством разработан и принят Стандарт организации: «Система управления в области охраны труда и промышленной безопасности в строительной организации». Целью применения стандарта является методическое обеспечение профилактической работы по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний на основе применения современных принципов и методов, а также непрерывного совершенствования деятельности по обеспечению охраны труда и промышленной безопасности в организации.
Внедрение стандарта и поддержание его в рабочем состоянии является приоритетным направлением деятельности Партнерства в целях обеспечения безопасности труда и конкурентоспособности членов организации.
- Одна из основных проблем отрасли – низкое качество строительства. Какие меры, на Ваш взгляд, надо принять, чтобы улучшить эту ситуацию?
- На всех этапах строительства контроль качества должен осуществляться в соответствии с требованиями строительных норм и правил, государственных стандартов, технических условий, проектной документации, стандартов организации. Одним из основных критериев повышения качества объектов капитального строительства, реконструкции и капитального ремонта является применение качественных строительных материалов, конструкций и изделий.
Но тем не менее соответствие строительных материалов требованиям законодательства по техническому регулированию непосредственно у производителя никто не проверяет, а сертификация этих материалов — добровольная, то есть на усмотрение самого производителя материалов.
Поэтому для обеспечения контроля качества за предприятиями, производителями строительных материалов, изделий и конструкций считаю необходимым внести в Градостроительный Кодекс изменения в части обязательного членства в саморегулируемых организациях всех предприятий производителей строительных материалов, изделий, конструкций.
- Как идет работа по актуализации СНиПов, совершенствованию системы технического регулирования в отрасли?
- Одним из основных приоритетных направлений деятельности Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) является разработка и обеспечение нормативной базы выполнения и контроля строительных работ, по которым выдаются Свидетельства о допуске на право проведения работ. В настоящее время Советом НОСТРОЙ утверждены и рекомендованы саморегулируемым организациям (СРО) для применения 132 стандарта (рекомендации), более 110 стандартов находится в разработке.
С удовлетворением хочу отметить, что все большее число саморегулируемых организаций и их членов принимают активное участие в обсуждении разрабатываемых стандартов НОСТРОЙ и сводов правил федерального уровня. Ни одно критическое замечание, если оно конструктивное, не остается без внимания. В результате совместной работы региональных СРО и Аппарата НОСТРОЙ с руководством регионов в течение 2012 года регулярно проводились мероприятия по обеспечению применения стандартов НОСТРОЙ при организации государственных закупок, проведении строительного контроля и надзора.
В результате подготовлены и уже подписаны соглашения о сотрудничестве со следующими регионами: Москва, Санкт-Петербург, Астраханская, Курская, Волгоградская, Тамбовская, Сахалинская, Еврейская автономная области. Готовится подписание соглашений о сотрудничестве еще с 16-ю субъектами РФ, в том числе и с Республикой Дагестан.
- Много разговоров сейчас ведется о принятом Законе о Федеральной контрактной системе. Устраивает ли строительное сообщество документ в том виде, в каком он существует сейчас, и что, на Ваш взгляд, в нем еще можно и нужно улучшить?
- Федеральная контрактная система (ФКС) охватывает весь жизненный цикл заказа – от планирования до исполнения. Новая система предъявляет новые требования к заказчикам и поставщикам товаров и услуг. Также появляется гораздо больше возможностей по отбору поставщика, внедряются очень жесткие системы контроля, в том числе и финансового.
Законом предусмотрены существенные изменения правил осуществления госзакупок. Изменятся правила определения начальной цены госконтракта, правила оценки заявок на участие в госзакупках, правила изменения и расторжения госконтракта, правила надзора за деятельностью государственных и муниципальных заказчиков.
К сожалению, не все поправки, инициированные Национальным объединением строителей, учтены в принятом законе. Это и понятно. Тем не менее я поддерживаю позицию НОСТРОЙ о законодательном установлении конкурса в качестве единственной формы торгов на выполнение строительства и работ по капитальному ремонту. Также считаю, что необходимо снизить планку демпинга до 15%, вместо предусмотренных 25, потому что в противном случае не выполняется одна из задач закона: отстранить от торгов фирмы-однодневки. Следует также разрешить участвовать в конкурсе объединениям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям.
- В России появилось новое министерство строительства и ЖКХ. На Ваш взгляд, какими первостепенными задачами должно заняться новое министерство в области строительства для улучшения ситуации?
- Строительное сообщество давно ждало создания профильного министерства. И новость о создании министерства строительства и ЖКХ России стала для всех неожиданной, несмотря на то, что возможность и необходимость его создания обсуждалась не раз. Строительство и ЖКХ – важнейшие отрасли, особенно в России, отрасли, в которых сегодня много проблем. Основные задачи, которые должны решаться министерством, прежде всего, качество строительных материалов, вопросы ценообразования в строительстве, долевое строительство многоквартирных домов, вопросы по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
С появлением министерства, мы надеемся, что качество работ и регулирования строительного рынка улучшится, будет наведен порядок в саморегулировании, найдутся решения проблем, которые существуют у организаций малого и среднего бизнеса.
- Что из достигнутого за последнее время Вы можете назвать наиболее заметным для Гильдии строителей СКФО событием?
- С начала года немало значимых событий произошло в Гильдии. В этом году на федеральном уровне отличились несколько организаций. В номинации «Строительство гидротехнических сооружений» Общегосударственной федеральной программы награждения предприятий – лидеров экономики России за 2011-2012 гг. член НП СРО «Гильдия строителей СКФО» ООО «Салам» вошла в число лучших по стране. Каменщики ООО «Дорожно-ремонтно-строительное управление – 04» и электросварщики СМУ ОАО «ЧиркейГЭСстрой» стали призерами Национального конкурса российских строителей «СТРОЙМАСТЕР».
В этом году мы также подписали Соглашение о сотрудничестве с министерством строительства, архитектуры и ЖКХ Дагестана и ГКУ «Дагестанавтодор». В рамках подписанных Соглашений планируется осуществить разработку и применение нормативно-технических документов – стандартов НОСТРОЙ в качестве региональных методических документов Республики Дагестан, а также осуществить организацию совместных мероприятий по контролю за деятельностью членов Гильдии по соблюдению и выполнению требований технических регламентов, подготовку, повышение квалификации и аттестацию руководителей и специалистов строительной отрасли.
Уже второй год подряд наш партнер – Северо-Кавказский институт повышения квалификации кадров строительного и жилищного комплекса проводит в г. Махачкале проводит учебный курс «Эксперт в области саморегулирования в строительстве» под эгидой Национального объединения строителей. Программа обучения экспертов саморегулируемых организаций дает возможность повысить профессиональные знания ответственных за работу в СРО и способствует обмену опытом между руководителями организаций – членов Партнерства. В этом году в семинаре принимали участие представители 7 СРО из всех субъектов Северо-Кавказского федерального округа, а также руководители и специалисты строительных организаций республики.
В целях изучения общественного мнения и мнения профессионального сообщества Партнерством проведен мониторинг на предмет удовлетворенности населения республики и заказчиков деятельностью саморегулируемых организаций, выполненными работами и оказанными услугами строительными организациями.
Результаты мониторинга позволят руководству Гильдии скорректировать приоритетные направления своей деятельности. Прежде всего, планируется проведение активной работы по информационному освещению значимых событий в саморегулировании и строительной отрасли, формированию предложений и представлению интересов строительного общества в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления.
Беседовала: Джума Мугутдинова
РИА Дагестан