- Абсолютно поддерживаю заданный курс Президента Дагестана на создание резерва управленческих кадров, - сказал он. - Дело это чрезвычайно важное для нашей республики. Долгие годы принцип отбора людей на руководящие должности у нас строился не по их профессиональным или управленческим качествам, а, чего скрывать, по величине их кармана. В итоге мы потеряли, надеюсь не безвозвратно, целые отрасли экономики, престиж власти и уважение людей к ней, желание молодежи получать знания. Сегодня мы очевидцы острой нехватки специалистов во всех областях деятельности - строительства, промышленности, АПК. Руководство республики наконец обратило внимание на необходимость задействовать во власти людей компетентных и образованных. Это вселяет надежду, что не все еще потеряно. Как участник конкурса могу сказать, что условия его проведения, люди, участвующие в отборе кандидатов, говорят об истинном намерении руководства изменить ситуацию в кадровой политике в лучшую сторону.
- Али Баширович, вы человек с большим багажом знаний и опыта в реализации различных программ в энергетике, строительстве, АПК, в развитии и поддержке субъектов малого предпринимательства. Что, на ваш взгляд, главное в достижении успеха в реализации государственной политики, к примеру, в строительстве?
- Однозначно, что разрешением многих проблемных вопросов экономики республики может стать развитая, конкурентоспособная строительная отрасль республики. В структуре ВРП Дагестана строительство - вторая отрасль экономики (20% ВРП), которая уступает только торговле. Одно рабочее место, созданное в строительстве, мультипликативно обеспечивает работой 10-17 человек в смежных отраслях. Нужно, считаю, всячески способствовать развитию этой отрасли.
В настоящее время ощущается нехватка профессиональных рабочих кадров. Этот минус можно обратить в плюс. Прежде всего требуется развитие сети специализированных организаций начального профессионального образования и обучения специалистов (механизаторов, бетонщиков, токарей, сварщиков и т. д.), то есть привлечь наших молодых ребят к получению профессионального образования.
Вакансий в строительной отрасли много, нужны специалисты. Без решения кадровых вопросов, обеспечения основных отраслей экономики высококвалифицированными рабочими и ИТР решение поставленных Президентом республики приоритетных задач и обеспечение архитектурного облика объектов, безопасности объектов капитального строительства, трудоустройства квалифицированной молодежи труднореализуемо.
Необходимо разработать программы подготовки и повышения квалификации кадров по отраслям экономики, стимулирующие участие образовательных организаций, предприятий и организаций реального сектора экономики, саморегулируемых организаций, обеспечив принцип государственно-частного партнерства. По-прежнему ни в одном образовательном учреждении не введены новые современные программы строительного профиля, при том, что технологии постоянно меняются и растет потребность насыщения рынка новыми квалифицированными специалистами. Считаю создание системы профессионального образования, ориентированного и быстро реагирующего на запросы динамического рынка труда и работодателей, одним из приоритетных задач для власти и бизнеса.
- Саморегулирование в строительстве предполагает независимость отрасли от государственного участия, или это заблуждение дилетанта?
- Необходимо взаимодействие. Отсутствие гарантированных заказов со стороны инвесторов и государства не позволяет работодателям содержать на перспективу в штате организации квалифицированных рабочих и специалистов, в связи с чем работодатели не заинтересованы в формировании заказов на нужных им специалистов на перспективу в учебных заведениях и прибегают к услугам низкоквалифицированных мигрантов. В результате наша молодежь остается нетрудоустроенной.
Проблема настолько остра и актуальна, что В.В. Путин отметил, что проблема нехватки рабочих кадров вышла на первое место, обогнав по значению даже коррупцию и административные барьеры. Совершенно очевидно, что в нашей ситуации какое-либо массовое реформирование учреждений начального и среднего профессионального образования бесперспективно и финансово обременительно. Выходом из этой ситуации вижу создание системы специализированных по отраслям экономики образовательных учреждений начального профобразования с ресурсными центрами по подготовке, переподготовке кадров, представляющих собой инновационные центры нового поколения, оснащенные современной учебной базой и обеспечивающие высококачественную подготовку рабочих профессий с использованием инновационных образовательных программ и технологий.
- У строительной отрасли Дагестана немало проблем. Вместе с этим Дагестан также в лидерах по вводу в эксплуатацию жилья. Как такое возможно, и что следует делать, чтобы искоренить закоренелые проблемы?
- Объемы ввода жилья, на мой взгляд, завышены и не соответствуют основным технико-экономическим характеристикам. Ни по достигнутой производительности труда в отрасли, ни по средней заработной плате на человека, ни по завозу в республику основных строительных материалов (цемент, арматура и т. д.). 1 млн 400 тыс. кв.м жилья введено не может быть по определению.
Стратегия развития республики до 2025 года ставит задачу - обеспечить жильем из расчета 24 кв.м на человека. Такими темпами мы и через 10-15 лет не догоним сегодняшний средний уровень обеспечения жильем по России. Сопоставляя и анализируя эти и другие характеристики, полагаю, что статистика по вводу жилья весьма некорректна, не обоснована никакими расчетами и является манипуляцией цифр. Это следствие включения в отчетность строений частного сектора, которые строились десятилетиями и не оформлялись в собственность.
В связи с чем считаю необходимым разработать и понятную для населения программу развития жилищного строительства до 2025 г., учитывая при этом инженерную и социальную инфраструктуру, способствующую реализации проектов комплексного освоения территории и развитию промышленности строительных материалов. Важно также способствовать вовлечению финансовых средств в строительный комплекс, используя принципы государственно-частного партнерства (ГЧП). Особенно это необходимо в рамках объявленной Президентом агломерации Махачкала-Каспийск, других городов и районов республики.
- Долговечность и надежность любого строительного объекта зависят от качества используемых строительных материалов и квалификации изыскателей, проектировщиков. У нас с этим также неважно. Что следует предпринять?
- Качество строительных материалов, поставка их в республику производителями законодательно не урегулированы. На рынке много привозного контрафактного строительного материала.
Сегодня, когда власть и бизнес хотят стремительно наращивать объемы строительства в республике, важно создать конкурентоспособные организации, обеспечивающие высокое качество возводимых объектов. Особенно учитывая высокую сейсмичность нашего региона (8-10 баллов). В этих целях необходимо активное участие власти в создании и внедрении эффективной системы технического регулирования в строительной отрасли республики с использованием возможностей саморегулируемых организаций и Национального объединения строителей.
Необходимо безотлагательное участие в реализации программы «О сейсмической безопасности Республики Дагестан». А это формирование и развитие системы качества и оценки соответствия выполняемых работ и применяемых строительных материалов, разработка региональных градостроительных документов с целью применения всеми участниками строительного рынка стандартов, СНиПов, сводов правил, разработанных Национальным объединением строителей, саморегулируемыми организациями и утвержденных Минрегионразвития Российской Федерации.
- На ваш взгляд, чем государство может помочь строительной отрасли?
- Улучшение инвестиционного климата, уменьшение избыточных административных барьеров, проблема госзакупок, недобросовестные застройщики и заказчики, коммерциализация выдачи разрешений всех уровней, подключение к сетям, ценообразование, подготовка кадров и т. д. стали актуальными проблемами строительной отрасли. Они носят системный характер и, на мой взгляд, должны решаться на самом высоком уровне.
В республике отсутствует орган, координирующий строительную отрасль, отсутствуют механизмы взаимодействия с органами власти, с заказчиками, с другими отраслями, непосредственно влияющими на эффективность строительного комплекса, с учебными учреждениями, бизнесом, саморегулируемыми организациями строителей, проектировщиков, изыскателей, архитекторов, со СМИ.
Создание координационного Совета по развитию энергетического и строительного комплекса при Правительстве РД позволило бы, на мой взгляд, решить многие вопросы по улучшению строительного и энергетического комплекса. Прежде всего способствовало бы формированию благоприятного инвестиционного климата в реализации поручения Правительства РФ, предписывающего высшим должностным лицам субъектов РФ принять исчерпывающие меры по устранению избыточных административных барьеров в сфере градостроительной деятельности.
Я уверен, что формирование резерва управленческих кадров поможет руководству нашей республики привлечь к управлению настоящих профессионалов. Шанс сегодня есть у всех, нужно только им воспользоваться.
Автор: Джангиши Гадисов
Газета "Дагестанская правда"