Одной из заманчивых перспектив оптимизации управления, безусловно, является проект «Электронное правительство», реализуемый у нас в стране уже несколько лет. Масштабы задуманного и предполагаемых работ столь обширны и велики, что при всем оптимизме, с которым IT-специалисты взялись за дело, и пристальном внимании к проблеме со стороны руководства страны электронный документооборот реально заработает по всей России скорее всего нескоро. Вот и Правительство РФ установило, что переход на обмен электронными документами при взаимодействии федеральных органов исполнительной власти должен быть завершен до 31 декабря 2017 года.
Удачный пример внедрения этой системы имеется в Татарстане, что послужило поводом ввести в состав нового кабинета министров РФ молодого специалиста из этой республики. Татарстан впереди России всей в электронном документообороте, и ныне главе Минкомсвязи Николаю Никифорову предстоит подтянуть к его уровню все регионы страны.
Кстати, в октябре на совещании Правительства РФ рассматривались эти вопросы, и заместитель Председателя Правительства Владислав Сурков поручил Николаю Никифорову лично проконтролировать техническую подготовку субъектов РФ к взаимодействию в электронном виде.
В ходе совещания В. Сурков также отметил, что реализация закона, согласно которому органы государственной власти не вправе требовать от человека или организации сведения, которые есть в распоряжении других ведомств, является ключевым условием для выполнения Указа Президента «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» и находится на особом контроле. Сам Н.Никифоров отметил, что сервисы, по которым регионы запрашивают информацию у федеральных органов власти в электронном виде, уже находятся в достаточно высокой степени готовности.
Пока же идут тестовые работы. Перед началом обмена электронными документами каждый из участников информационного взаимодействия должен подтвердить готовность своей информационной системы к такому обмену. Целью пилотных проектов является формирование единых стандартов представления электронных документов, процедур обеспечения подтверждения и проверки их аутентичности, а также процедур (протоколов) обмена электронными документами.
В Дагестане, как известно, в течение 2012 года в электронный вид планировалось перевести 116 госуслуг, а потому активно велись «наладочные работы» в этой сфере, и сегодня они практически завершены. Обещания побывавшего в Дагестане директора проекта «Информационное общество» макрорегионального филиала «Юг» компании «Ростелеком» Алексея Стаценко выполнены. Ныне в республике уже развернута и функционирует региональная инфраструктура Электронного правительства и в электронный вид переведены все 116 государственных и муниципальных услуг, из которых 90 – это услуги, предусматривающие межведомственное и межуровневое взаимодействие.
Также в республике функционирует портал государственных услуг РД (служба «одного окна») gu.e-dag.ru, посредством которого можно получить эти госуслуги, а также детальную информацию, что и как надо сделать, чтобы получить ее, не выходя из дома. К примеру, как правильно подать заявление на получение той или иной субсидии или же на получение заграничного паспорта.
Конечно же, в республиканских министерствах еще полностью не отказались от бумажных документов, при том, что на днях на встрече с сотрудниками Федеральной налоговой службы к этому призывал их Дмитрий Медведев. У нас к этому еще не готовы, но с цифрой все же научились работать. Во многих ведомствах документооборот ведется параллельно и, если можно так выразиться, комбинированно.
Подтягивается к этим процессам и дагестанский бизнес и, что примечательно, - со своим программным обеспечением. В пример подобной оправданной инициативы можно привести СРО «Гильдия строителей СКФО», руководство которой приняло решение автоматизировать свой документооборот с помощью системы электронного документооборота (СЭД).
Для этой цели был выбран программный продукт дагестанского производителя «AlDoc», разработанный и внедренный совместно с ИТ-специалистам партнерства, программистом Альбертом Гасановым. Особо привлекательна программа дагестанского специалиста тем, что система «AlDoc» работает с использованием web-интерфейса, поэтому данная СЭД подходит для любой операционной системы.
В настоящее время в системе работают все сотрудники гильдии, что позволило создать единый архив входящей и исходящей корреспонденции, автоматизировать ее учет и поиск. В результате скорость рассмотрения входящей корреспонденции возросла в несколько раз, а поиск нужного документа занимает несколько секунд. Практически исключён риск утери документа, так как база размещена на отдельном сервере, работающем в операционной системе Linux. Также благодаря встроенным функциям контроля исполнения поручений в системе «AlDoc» можно получить исчерпывающую информацию о ходе выполнения заданий, отслеживаются сроки исполнения.
Хорошо бы и другим дагестанским компаниям заимствовать этот пример, тем более, что и за опытом далеко ехать не придется. Электронный документооборот упрощает работу специалистов и экономит их время, а значит – и деньги компаний.
Джангиши Гадисов,
www.dagpravda.ru