- Становление и развитие рыночных экономических отношений, - сказал он, - переход к новым технологиям в строительстве во многом определяются наличием в отрасли квалифицированных специалистов и рабочих. Сегодня около 20% валового регионального продукта приходится на строительство. В структуре ВРП Дагестана строительство – вторая по значимости отрасль экономики, которая уступает только торговле. Но надо быть объективным. Это не столько показатель развития строительства, сколько свидетельство того, что промышленность перестала быть ведущей отраслью нашей экономики.
Однако мы вынуждены констатировать: отсутствие подготовленных рабочих и специалистов на предприятиях строительной индустрии и жилищно-коммунального хозяйства сдерживает развитие производственных структур. Проблема настолько остра и актуальна, что Председатель Правительства Российской Федерации В.Путин провёл 23 декабря 2011 года в Санкт-Петербурге совещание по подготовке квалифицированных рабочих кадров, востребованных в экономике. В своём выступлении он отметил, что проблема нехватки высококвалифицированных нужных рабочих кадров вышла на первое место, обогнав по значению даже коррупцию и административные барьеры. Эта ситуация и определяет необходимость реформирования профессионального образования в сторону его соответствия новой экономической действительности.
- В чем проблемы существующей системы подготовки кадров? Количество учреждений профессионального образования в республике, кажется, вполне достаточно. Вопрос в качестве?
- Основным изъяном системы высшего образования является отсутствие связи теории с практикой. В учебных заведениях при подготовке программ не учитывается потребность рынка в специалистах. Это характерно и для профессиональных училищ, и для лицеев, выпускающих строителей. Число их сократилось, а те, что остались, зачастую выпускают либо невостребованных рынком специалистов, либо вообще специалистов нестроительных специальностей. В то же время в республике, например, готовится крайне малое количество бульдозеристов, экскаваторщиков, бетонщиков, арматурщиков, ведь на стройках один из основных материалов – бетон.
- Выходит, лозунг «кадры решают всё» изжил себя в России?
- Развитие современной промышленности остро обозначило проблему качества рабочего труда в условиях высокотехнологичного производства. Вместе с тем структура образовательных стандартов по профессиям и специальностям начального и среднего профессионального образования и процедура их утверждения находятся в постоянно запаздывающем состоянии по отношению к требованиям, предъявляемым работодателями. Отсутствие системы мониторинга качества образования в процессе подготовки специалистов со стороны работодателей не позволяет привести в соответствие структуру подготовки кадров. Заявления руководителей предприятий о необходимости перспективного сотрудничества с образовательными учреждениями часто носят декларативный характер и не принимают формы практической поддержки учебных заведений.
Положение дел в системе профессионального образования диктует необходимость ускорить разработку и внедрение профессиональных стандартов, выработку важнейших ориентиров для учебных заведений, которые ответили бы на вопрос, каких специалистов, с какими знаниями и навыками эти учебные заведения должны готовить. Принципиально важно, чтобы в разработке профессиональных стандартов принимали участие и работодатели, и бизнес, и профсоюзы.
- Вы являетесь членом Комитета Национального объединения строителей по профессиональному образованию и председателем Аттестационной комиссии саморегулируемой организации «Гильдия строителей СКФО». Саморегулирование в строительстве поможет решить эти проблемы?
- Необходимость скорейшей адаптации строительной отрасли к требованиям федерального законодательства в области саморегулирования в строительстве потребовала реанимации работы по повышению квалификации специалистов строительной отрасли, но уже на новой основе, по новым принципам. На практике это означает, что саморегулируемые организации (СРО) при выдаче свидетельства о допуске на право ведения тех или иных видов работ берут на себя контроль уровня профессиональной подготовки сотрудников организаций — членов партнерства, а также отслеживает повышение ими профессиональной квалификации.
Для реализации этих задач Национальным объединением строителей разработаны типовые учебные программы повышения квалификации, создана единая система аттестации руководителей и специалистов строительного комплекса, формируется единый реестр образовательных учреждений, ответственных за реализацию этих программ.
- Какова роль вашего института в этой системе?
- Северо-Кавказский институт повышения квалификации кадров строительного и жилищного комплекса (СКИПКК) аккредитован Национальным объединением строителей России в качестве образовательного учреждения, реализующего образовательные программы повышения квалификации, центра по тестированию руководителей и специалистов строительной отрасли для целей аттестации. СКИПКК также аккредитован как образовательное учреждение по подготовке, повышению квалификации и аттестации специалистов организаций – членов НП СРО «Гильдия строителей Северо-Кавказского федерального округа».
- Как вы оцениваете перспективу создания и развития социального партнерства учреждений профессионального образования с работодателями?
- Понимая особую значимость решения кадровой проблемы для предприятий стройиндустрии, НП СРО «ГС СКФО», ОАО «ЧиркейГЭССтрой» и НОУ ДПО «СКИПКК» выступили с предложением о создании на базе одного из профессиональных учреждений республики ресурсного центра «Высшая рабочая квалификация» для подготовки квалифицированных рабочих строительных специальностей и сертификации их квалификации. Ключевую роль в ней будут играть представители саморегулируемой организации и бизнеса, которые войдут в органы управления ресурсного и сертификационного центра. Профессиональный сертификат ресурсного центра «Высшая рабочая квалификация» должен служить гарантией востребованности на рынке труда, достойного уровня заработной платы, подтверждать высокую квалификацию конкретного человека.
Процесс пущен в ход, привлечено внимание госструктур к проблемам в отрасли, а значит, сделаны первые попытки сформировать механизмы взаимодействия по этому вопросу представителей власти, образовательных учреждений и строительных компаний. И это уже немаловажно.
Автор: Джангиши Гадисов
http://dagpravda.ru