- Что в результате получает предприниматель?
- В итоге компания, предложившая наименьшую цену, получает право заключения контракта с заказчиком. В среднем дисконт аукциона, то есть величина снижения цены, по сравнению с начальной, составляет около 12–15%. Это достигается благодаря созданию высококонкурентной среды, полностью исключающей возможность сговоров, неэкономических методов борьбы и других злоупотреблений.
Во-первых, на качественно иной уровень выходит управление главным ресурсом современной экономики – информацией. Любая компания через Интернет получает практически неограниченный доступ к сведениям о поставщиках и заказчиках по интересующей ее номенклатуре. Благодаря применению современных коммуникационных технологий рынок становится абсолютно прозрачным для его участников.
Во-вторых, скорость и удобство информационного обмена в новых условиях несопоставимы с традиционными. Аукцион вполне можно провести всего за 3–4 дня, а стоимость организации торгов измеряется несколькими тысячами или десятками тысяч рублей. Кроме того, поставщики могут принимать участие в аукционе, не выходя из офиса, пользуясь обычными компьютерами и программным обеспечением. Это открывает возможность проведения электронных торгов для заказов средней и небольшой стоимости (несколько миллионов рублей за лот). Как показывают исследования, именно такие закупки составляют основную долю расходов крупной компании.
- В чем особенности электронных торгов?
- Они прежде всего в том, что все документы участники конкурса должны предоставить в электронном виде. Также необходима электронная, цифровая подпись. Ее можно получить в так называемых удостоверяющих центрах. Далее участникам нужно будет зайти на сайт той или иной электронной площадки, зарегистрироваться, внести свое предложение, а также свой электронный ключ. На электронной площадке можно видеть не только свое предложение, но и предложения других участников. При этом название организации-конкурента там специально не указано. Таким образом, снижаются коррупционные факторы. Заказчик не знает, какого поставщика выбирает, он делает выбор исходя исключительно из представленных предложений. Кроме того, торги идут в режиме реального времени, и участники, видя и сравнивая предложения друг друга, могут вносить изменения в свои предложения и повышать свои шансы на победу в торгах.
- А где в России уже есть подобные площадки?
- В соответствии с распоряжением Правительства РФ № 755-р отобранными операторами электронных площадок стали: ЗАО «Сбербанк-Автоматизированная Система Торгов», ЗАО «ММБВ -Информационные технологии»,ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан»,ОАО «Единая электронная торговая площадка», ООО «Индексное агентство РТС».
Так, уже с 1 января 2010 года размещение заказов для федеральных нужд осуществляется исключительно путем проведения открытого аукциона в электронной форме. При этом с 1 июля 2010 года федеральные государственные заказчики, а с 1 января 2011 года заказчики субъектов Российской Федерации и муниципальные заказчики уже обязаны размещать заказы исключительно путем проведения открытого аукциона в электронной форме на товары, работы и услуги.
Электронные торги призваны сделать прозрачной саму процедуру. В них заинтересованы как представители власти, так и бизнес, потому что исключается фактор субъективной оценки. При этом такая форма, как конкурс, остается. Доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к государственному и муниципальному заказу путем использования инструментов электронной торговли даст бизнесу дополнительные преимущества. К их числу относятся дистанционное участие и снижение временных затрат и материальных расходов, доступ к информации о конъюнктуре рынка, прозрачность проведения процедур, снижение уровня коррупционных проявлений.
- Значит ли это, что и в строительстве в системе саморегулирования процедуры торгов также будут электронными?
- Естественно, размещение заказа на строительные подряды, а также реконструкцию, капитальный и текущий ремонт путем проведения открытого аукциона в электронной форме повлекли за собой ряд значительных изменений и прежде всего в порядке и методике проведения торгов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг в инвестиционно-строительной сфере. Для строителей, впрочем, как и для всех, это дело новое.
Получить все разъяснения по государственным и муниципальным закупкам, повысить эффективность участия в открытых аукционах в электронной форме потенциальные участники торгов смогут, обучаясь на семинарах-тренингах, проводимых НОУ УМЦ «Строй-Альянс».
Автор: Джангиши Гадисов