В сложившихся геополитических и экономических условиях проблема импортозамещения различных товаров и технологий является актуальной. Применительно к отрасли строительства следствием внешнеторговых ограничений и введенных санкций со стороны недружественных стран стали дефицит по ряду позиций строительных материалов и импортного оборудования для их производства и, соответственно, рост стоимости строительной продукции.
Так, по данным мониторинга цен на наиболее широко используемые при строительстве объектов капитального строительства строительные ресурсы, осуществляемого Федеральным автономным учреждением «Главное управление государственной экспертизы», Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России), Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) и Ассоциацией «Национальное объединение строителей» (»НОСТРОЙ»), с января 2023 года по ноябрь 2023 года рост цен по всем строительным ресурсам составил в среднем – 14,7%[1].
Наибольший рост стоимости зафиксирован по битуму – 60%, стали арматурной – 46,6%, стали листовой – 23,2%, цементу – 20,4 %, трубам стальным – 20,4%, блокам из ячеистых бетонов – 17,2%.
По данным производителей, основными причинами роста стоимости строительных материалов являются увеличение торговых наценок поставщиками, рост логистических издержек, увеличение стоимости исходного сырья.
По информации Минпромторга России, доля импортных материалов в составе строительных материалов составляет 4%[2].
Согласно данным Минстроя России, доля импорта строительных материалов и оборудования варьируется в зависимости от типа объектов капитального строительства[3]. Так, для объектов массового жилищного строительства доля импорта составляет 4%, для административных зданий и социальных объектов – 6%, для инженерных сооружений – 12%, для промышленных объектов – 22%.
Наибольшая зависимость от импорта наблюдается по дорожно-строительной технике (составляет порядка 50%), а также по специализированной технике иностранного производства, на которой производятся строительные материалы.
Несмотря на это, согласно проведенному Комитетом анализу поступившей к «круглому столу» информации из более 60 субъектов Российской Федерации, по основной (базовой) номенклатуре (в частности, цемент, металлоизделия, инертные материалы, материалы из дерева) регионы обеспечены строительными материалами в полном объеме, проблем с их дефицитом не отмечается. Также налажена поставка строительной продукции, произведенной в дружественных странах (Республика Беларусь, Казахстан, Китай, Турция, Иран).
Профильные федеральные органы исполнительной власти отмечают, что в целом в настоящее время ситуация с импортозамещением в строительной отрасли достаточно благоприятная. Промышленное производство строительных материалов и оборудования достигло высокого уровня локализации[4].
В рамках реализации мероприятий по импортозамещению строительных материалов и оборудования для их производства принимаются различные меры.
Так, в целях реализации возможности замены ресурсов иностранного происхождения на отечественные аналоги Минстроем России совместно с Ассоциацией «НОСТРОЙ» создан Каталог импортозамещения строительных материалов, изделий, оборудования, машин и механизмов (далее – Каталог). В Каталог загружены сведения о материалах и оборудовании, применяющихся при строительстве объектов образования, медицины, спорта, инженерной инфраструктуры[5].
Каталог позволяет выбирать производителей импортозамещаемой продукции также с учетом их географического местонахождения, что направлено на снижение логистических издержек и минимизацию рисков несвоевременного исполнения обязательств по договорам строительного подряда.
В настоящее время осуществляются работы по трансформации Каталога в Реестр добросовестных производителей и поставщиков строительной продукции. В Реестр включаются поставщики на основании технической документации, включая сертификаты, подтверждающие качество продукции.
Также Ассоциация «НОСТРОЙ» осуществляет работу над организацией системы контроля качества строительных материалов и оборудования, предполагающей подтверждение качества продукции при помощи методов лабораторного контроля. По результатам успешно проведенных испытаний в лабораториях строительная продукция будет маркироваться «Знаком качества НОСТРОЙ» и вноситься в Каталог[6].
Также важно отметить, что Минстрой России ведет активный мониторинг в вопросах импортозамещения иностранного программного обеспечения в строительной сфере. В настоящее время создан перечень российского программного обеспечения для субъектов градостроительной деятельности[7], в который вошли ведущие разработчики в части технологий информационного моделирования (ТИМ) по стадиям жизненного цикла объектов капитального строительства.
Основными действующими мерами, позволяющими наиболее эффективно поддержать промышленные производства строительных материалов и оборудования, являются:
— целевые займы по льготным ставкам в 1% и 3% годовых, предоставляемые Фондом развития промышленности[8] на реализацию проектов модернизации и технического перевооружения предприятий;
— льготное кредитование системообразующих организаций промышленности и торговли на цели пополнения оборотных средств[9];
— программа «промышленной ипотеки», которая предусматривает льготное кредитование промышленных предприятий на цели приобретения, строительства, модернизации или реконструкции производственных площадей[10];
— программа поддержки производителей деревянных домокомплектов заводского изготовления[11];
— продление до конца 2023 года упрощенного порядка подтверждения пригодности использования новых строительных материалов, изделий и конструкций[12];
— предоставление субсидий из федерального бюджета:
- российским кредитным организациям и государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, предоставленным российским организациям промышленности на цели реализации инвестиционных проектов, направленных на производство приоритетной продукции, по льготной процентной ставке[13];
- автономной некоммерческой организации «Агентство по технологическому развитию» на поддержку проектов, предусматривающих разработку конструкторской документации на комплектующие изделия, необходимые для отраслей промышленности[14];
- российским организациям на финансовое обеспечение затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по современным технологиям в рамках реализации такими организациями инновационных проектов[15];
- российским организациям, в том числе организациям автомобилестроения, сельскохозяйственного машиностроения, транспортного машиностроения, энергетического машиностроения, на компенсацию части затрат на транспортировку продукции[16].
На уровне субъектов Российской Федерации также принимаются меры поддержки производителей строительных материалов и оборудования: предоставление налоговых льгот (по налогу на имущество организаций) и пониженных налоговых ставок (по налогу на прибыль организаций); установление льготного размера арендной платы за используемые в целях осуществления инвестиционной деятельности земельные участки, программы льготного заёмного финансирования проектов региональным фондами развития промышленности и другие.
Учитывая изложенное, профильные федеральные органы исполнительной власти отмечают, что действующие общесистемные меры поддержки производителей строительных материалов и оборудования являются эффективными и позволили достичь поставленных задач по обеспечению строительного комплекса страны необходимыми ресурсами (по итогам 2022 года веден рекордный объема жилья — 102,7 млн кв. м, объем отгруженной продукции строительных материалов составил 6,4 трлн рублей (+14,4% по отношению к 2021году)[17].
Однако, несмотря на принимаемые меры, субъектами Российской Федерации и бизнес-сообществом отмечается ряд существенных проблем, замедляющих процесс импортозамещения строительных ресурсов, в частности:
— сохраняющийся дефицит специализированной зарубежной техники и ее запасных частей для производства строительных материалов;
— трудности с гарантийным ремонтом установленного зарубежного оборудования (в том числе, инженерного — электротехнического, вентиляционного, теплотехнического, канализационного, систем пожаротушения);
— отсутствие гарантий производителей при поставке оборудования по схеме параллельного импорта;
— несоответствие отечественных комплектующих по техническим характеристикам и параметрам зарубежного оборудования (низкое качество продукции), а по ряду комплектующих полное отсутствие отечественных аналогов;
— сохраняющийся существенный объем фальсифицированной строительной продукции;
— недостаточность оборотных средств предприятий и накоплений для модернизации производства, высокая себестоимость производства продукции, что приводит к сокращению производства;
— недостаточность инвестиций для организации необходимых производств, в том числе на территориях субъектов Российской Федерации, которые обладают значительными ресурсами полезных ископаемых, которые могут быть использованы в качестве исходного сырья для производства строительных материалов и конструкций (Архангельская область и Новосибирская область — цемент, Хабаровский край — гипсоволокнистые плиты, Красноярский край — древесина);
— рост затрат на выполнение логистических операций и увеличение сроков поставки строительных материалов и оборудования (в том числе вызванные изменением логистических цепочек (взаимодействие со странами-партнёрами), ростом стоимости топлива на транспортировку, нехваткой железнодорожных вагонов);
— проблемы с поставками, связанные с высокой сезонностью спроса на ряд строительных материалов (например, на цемент, бетон, битум), что приводит к локальному и временному их дефициту;
— проблемы внедрения и применения в строительной отрасли российского программного обеспечения. Интеграция усложняется его высокой стоимостью, несовместимостью с ранее приобретенным программным обеспечением нероссийского производства, несоответствием функциональных характеристик современным требованиям для использования в текущем производственном процессе, а также низким уровнем применения цифровых технологий отдельными участниками строительной отрасли и недостатком квалифицированных кадров.
Принимая во внимание актуальность поднятых в ходе мероприятия проблем, участники парламентских слушаний рекомендуют:
1. Правительству Российской Федерации рассмотреть вопросы:
- о продлении действия упрощенного порядка подтверждения пригодности новых строительных материалов, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 года № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации»;
- о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 года № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в части установления возможности изменения (увеличения) цены контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства для обеспечения государственных и муниципальных нужд, для контрактов, заключенных после 31 декабря 2023 года;
- о возможности предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на финансовое обеспечение затрат на разработку и создание дорожно-строительной и коммунальной техники в целях государственной поддержки стимулирования их деятельности по производству такой продукции;
- о возможности предоставления субсидий отечественным производителям строительных материалов и оборудования для возмещения части затрат, понесенных на оплату электроэнергии, затраченной при производстве строительных ресурсов;
- о возможности субсидирования тарифов на транспортные услуги для участников промышленно-строительного кластера, в том числе в отдаленные регионы, на перевозку промышленной продукции (в том числе сырья, необходимого для производства строительных материалов);
- о наделении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований безопасности в отношении продукции в отрасли промышленности строительных материалов и изделий[18].
2. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации во взаимодействии с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:
- рассмотреть вопрос об актуализации Стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года с учетом текущих и перспективных потребностей;
- рассмотреть вопрос о разработке долгосрочного плана мероприятий по развитию производств строительных материалов, машин и оборудования, а также их компонентов, подлежащих импортозамещению, с выделением приоритетов по их локализации;
- рассмотреть вопрос о дополнительных мерах поддержки станкоинструментальной промышленности и актуализации федерального проекта «Развитие производства средств производства»;
- проработать механизмы создания (локализации) производств по выпуску технологического оборудования для производства строительных материалов, по которому отмечается наибольшая зависимость от импорта;
- рассмотреть вопрос о разработке целевых мер поддержки инвесторов по созданию промышленно-логистических комплексов (парков) в субъектах Российской Федерации, в частности, территории которых обладают значительными запасами ресурсов полезных ископаемых, используемых в качестве сырья для производства строительных материалов;
- рассмотреть вопрос о разработке дополнительных мер поддержки действующих производств строительных материалов, машин и оборудования на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей с целью наращивания производства такой продукции и формирования устойчивого внутреннего спроса на нее;
3. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации совместно с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:
- продолжить работу по импортозамещению зарубежного программного обеспечения, используемого при проектировании и строительстве объектов капитального строительства;
- рассмотреть вопрос о разработке методических документов по внедрению и применению технологий информационного моделирования, по организации и порядку деятельности участников инвестиционно-строительного цикла;
- подготовить предложения:
- — о расширении перечня мер поддержки отечественных организаций, занятых разработкой и внедрением новых решений, в сфере информационных технологий в строительной отрасли,
- — по стимулированию внедрения российского программного обеспечения в строительной отрасли;
- рассмотреть возможность расширения направлений подготовки высшего образования специалистов в области проектирования зданий и сооружений по программам отечественных технологий информационного моделирования.
4. Федеральной антимонопольной службе:
- рассмотреть вопрос о разработке дополнительных мер по контролю за обоснованностью стоимости строительных материалов и оборудования, в том числе с учетом фактора сезонного повышения спроса;
- проработать механизмы взаимодействия с профессиональными организациями в строительной отрасли с целью получения оперативной информации о динамике цен на строительные ресурсы.
5. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
- осуществлять на постоянной основе мониторинг потребности в строительных материалах и оборудовании на территории региона;
- рассмотреть вопрос о разработке дополнительных мер региональной поддержки производителей в целях создания, модернизации, расширения производств по выпуску импортозамещающих строительных материалов, оборудования, комплектующих, создания промышленно-логистических комплексов (парков);
- осуществлять информирование организаций, занятых в производстве строительных материалов и оборудования, о создании Реестра добросовестных производителей и поставщиков строительной продукции и необходимости участия в его наполнении.
[1] По информации Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, представленной к данному «круглому столу» (входящий номер 54101 от 21 ноября 2023 года).
[2] По информации Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, полученной к заседанию парламентских слушаний на тему «Импортозамещение в строительной отрасли», проведенных Комитетом 19 апреля 2023 года (входящий номер 15884 от 12 апреля 2023 года).
[3] По информации Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, представленной к данному «круглому столу» (входящий номер 54101 от 21 ноября 2023 года).
[4] По информации Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, полученной к заседанию парламентских слушаний на тему «Импортозамещение в строительной отрасли», проведенных Комитетом 19 апреля 2023 года (входящий номер 15884 от 12 апреля 2023 года).
[5] По состоянию на 16 ноября 2023 года в Каталоге содержится 3752 позиции.
[6] Срок действия «Знака качества» – один год. По истечении этого срока строительная продукция должна пройти повторные испытания для обеспечения достоверности сведений.
[7] Официальный сайт Минстроя России — https://www.minstroyrf.gov.ru/docs/143878/.
[8] Создан распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2014 года № 1651р.
[9] Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2022 года № 393 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным системообразующим организациям промышленности и торговли и организациям, входящим в группу лиц системообразующей организации промышленности и торговли».
[10] Постановление Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2022 года № 1570. Условия: объем льготного кредита – до 500 млн рублей, срок – до 7 лет, процентная ставка – 3 % годовых для технологических компаний и 5% годовых для иных предприятий.
[11] Постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2022 года № 2093 «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета производителям деревянных домокомплектов на возмещение выпадающих доходов, связанных с предоставлением скидки физическим лицам на покупку таких деревянных домокомплектов».
[12] Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2022 года № 1759 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 года № 353». Предусмотрено упрощение вывода строительных материалов на внутренний рынок за счет сокращения срока подтверждения их пригодности с 90 до 10 дней.
[13] Постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2023 года № 295.
[14] Постановление Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2022 года № 208.
[15] Постановление Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2019 года № 1649.
[16] Постановление Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 года № 496.
[17] По информации Минпромторга России, направленной в Комитет (входящий номер 33161 от 31 августа 2023 года) в соответствии с протокольным поручением Совета Федерации 667/3 от 26 апреля 2023 года.
[18] Regulation.gov.ru. Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона „О техническом регулировании“, ID проекта – 02/04/06–22/00129039