Торговые ограничения западных стран торопят. Транзит товаров через Белоруссию существенно затруднен. Нивелировать проблемы логистики способен запуск транспортного коридора «Север – Юг». Для того чтобы это осуществилось, помимо модернизации морского торгового порта, дорожной и транспортной инфраструктуры, осуществляемой в Дагестане уже ряд лет, для наращивания грузооборота и расширения внешнеэкономической торговли планируется создать сеть транспортно-логистических центров.
Как заявил вице-премьер РД Ризван Газимагомедов на совещании под руководством Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко и Главы РД Сергея Меликова, «для взаимосвязи всех элементов транспортного кластера Республики Дагестан предполагается создание сети транспортно-логистических центров, в том числе производственного типа. На севере республики – в районе населённых пунктов Тарумовка и Сулак, на юге – в районе населённых пунктов Тагиркент-Казмаляр и Яраг-Казмаляр, а также в центральной части – в районе населённого пункта Зеленоморск и на площадке индустриального парка «Аврора».
По его словам, якорным объектом логистического комплекса станет мультимодальный индустриальный транспортно-логистический центр «Каспий», который планируется создать в районе Зеленоморска. Система логистических центров позволит сократить цепи поставок, оптимизировать товарные потоки и повысить их манёвренность. Для этого ведутся переговоры с ключевыми резидентами создаваемых центров: ООО ГК «Оборонлогистика», ПАО «Глобал трак», АО «Агрохолдинг Московский», ОАО «ПЛТ», ООО «Русские ярмарки». Помимо всего в Дагестане планируют реализовать проект по строительству «сухого порта» – мультимодального логистического терминала «Каспий». Это позволит республике нарастить мощности по перевалке грузов с нынешних 11–12 млн тонн до 21 млн тонн к 2025 году.
Повторюсь: транзит грузов через Дагестан открывает возможности для развития не только торговой сферы республики, но и международного обмена товаров. А сам он превращается в крупный торговый и транспортно-логистический хаб. Эти перспективы, без сомнений, позитивные для экономики Дагестана, считают дагестанские эксперты.
В частности президент корпорации промышленников и предпринимателей «Ватан» Гаджи Гаджиев, отмечая безусловные плюсы от реализации в Дагестане транспортного коридора «Север – Юг», называет и ряд трудностей, с которыми может столкнуться Дагестан. Речь о возможностях транспортной инфраструктуры республики, точнее, ее пропускной мощности для перевалки столь больших по объему грузов.
В этой связи Гаджи Гаджиев озвучил цифры планируемой проектной мощности проекта «Север – Юг», изначально составляющей в общей сложности 42 млрд тонн, которая до 2035 года должна вырасти до 150 млрд тонн. Эти объемы Дагестан может разделить на Каспии только лишь с Астраханским морским портом. Но все равно это очень много, инфраструктуры для такой перевалки у республики нет, и даже если строить новые дороги, в том числе железнодорожные, проблема остаётся.
Гаджи Гаджиев, вспоминая 1990-е годы, говорит, что, когда произошли известные политические перемены в стране, автомобильный транспорт из Европы весь пошёл мимо России. Из Европы на Украину, из Украины в Грузию, из Грузии в Азербайджан и в конечном итоге в Иран. Мимо России. Тогда спешно строилась инфраструктура, в Азербайджане, к примеру, создали мощный порт, а вот в Грузии опоздали. В городе Поти не учли имеющиеся мощности, и город оказался в роли «узкого горлышка бутылки». Грузы застревали. Как бы Дагестан не оказался в той же роли, обеспокоен Гаджи Гаджиев.
По этому поводу он утверждает, что в случае реанимации Концепции стратегии геополитического развития Северного Кавказа, базирующейся на проекте создания судоходного канала «Евразия», эти проблемы полностью решаются. Канал «Евразия» способен существенно разгрузить торговые потоки, идущие по коридору «Север – Юг».
Сама Концепция, рассмотренная на самых разных уровнях, была презентована на многих площадках и форумах с 2002 года. Она детально проработана и имеет ряд научных, экспертных обоснований и заключений.
С тех пор внимание к проекту периодически подогревается, отмечает Гаджи Гаджиев. К примеру, сейчас усилиями Илюмжинова также есть сообщения в интернете о якобы целесообразности поворота канала «Евразия» с территории Калмыкии в Логань, хотя исторически проект рассматривает устье Кизлярского залива.
Речь, напомню, о дагестанской разработке Концепции стратегии геополитического развития Северного Кавказа, базирующейся на проекте создания судоходного канала «Евразия», подготовленном при технологической поддержке Международного фонда содействия экономическому развитию им. Н. К. Байбакова, Академии геополитических проблем, СРО «Гильдия строителей Северного Кавказа», ОАО «ЧиркейГЭСстрой».
Концепция и её стратегия предусматривают строительство портово-причального комплекса на канале, который должен связать Азовское и Каспийское моря. Портово-причальный комплекс предполагается построить вблизи Кизлярского залива Каспийского моря в месте пересечения канала и основных федеральных автодорожных, железнодорожных, нефтегазовых и энергетических коммуникаций.
По его периметру предусмотрено создание 17 промышленных кластеров, которые обеспечат переработку основного экспортно ориентированного сырья регионов СКФО со строительством моногорода на 65–70 тысяч жителей – делового логистического центра СКФО.
Концепция в дополнение морских, речных перевозок более 40 млн тонн нефти предусматривает прокладку нефтепровода (7–8 млн тонн) вдоль канала с запиткой от «танкера-матки», с попутной врезкой (3–3,5 млн тонн) в нефтепровод Баку — Новороссийск.
Экспертное мнение
2010 год. Международный общественный фонд «Фонд содействия экономическому развитию им. Н. К. Байбакова», председатель правления А. С. Ромашин:
«Концепцией охвачены ряд геополитических, социальных, экономических, экологических проблем Северного Кавказа, в том числе экологическая проблема Каспийского моря. Концептуально определены проблемы регионов СКФО и инновационные пути их решения. Оригинальностью отличаются решения по интеграции в проект «Межконтинентальная транспортная судоходная система «Евразия», макроэкономической программе «Портово-причального комплекса «Хазар» в рамках ОЭЗ с 18 промышленными кластерами, охватывающей основные направления экономики СКФО, его сырьевую базу, с решением ряда социальных проблем и наращиванием потенциала экспорта конечной продукции, активизацией ВЭС.»
2010 год. Общероссийское общественное движение «Российский конгресс народов Кавказа», председатель ООД «РКНК», доктор экономических наук, профессор А. Б. Паскачев:
«Социально-политический эффект в субъектах Федерации в СКФО от реализации Концепции связан со значительным сдвигом в решении социально-экономических проблем. Создание более 200 тыс. рабочих мест на объектах кластеров (вокруг главного проекта — канала «Черное и Каспийское моря») позволит «утилизировать» огромный менеджерский и предпринимательский потенциал Северного Кавказа, с одной стороны, и резко снизить напряжение на рынке труда в регионе, с другой. Косвенно это отразиться и на социальной базе внесистемной оппозиции (в республиках СКФО), размывая в существенной мере опору экстремистского подполья.
2010 год. Президент Академии геополитических проблем, доктор исторических наук, профессор, генерал-полковник Л. Г. Ивашов:
«На данный период осуществление данного логистического проекта по своей значимости, эффективности и актуальности не имеет аналогов в мире. Канал обеспечивает реализацию самых оптимистических прогнозов как по транзитным перевозкам, так и товарообороту России по экспортно-импортным торговым поставкам.
Таким образом, «стягивая» вокруг себя страны, принадлежащие к разным цивилизационным блокам, Россия расширяет, тем самым, возможности геостратегического и геополитического маневра; своеобразной «диверсификации» отношений с теми или иными странами.
Проекты, составляющие «ядро» Концепции, могут выполнять роль ключевых (рассредоточенных) «точек роста» страны, которые способны стимулировать бурный рост и в смежных отраслях.
Таким образом, геополитическое и геоэкономическое значение Концепции для России не вызывает сомнения. Что касается объективного подсчета экономических выгод от реализации проектов, составляющих «ядро» Концепции, то для столь масштабных идей срок окупаемости может составить 15 и более лет. «Но не всегда геополитические выгоды для страны можно отразить бухгалтерскими цифрами. Есть еще вопросы стратегической безопасности страны, положительная корреляция с которыми (от реализации Концепции) несомненна».
2012 год. Российская академия наук, председатель Совета «Наука и инновации Каспия», председатель Программного комитета форума «Каспийский диалог», доктор геолого-минералогических наук, профессор, вице-президент РАН Н. П. Лавёров:
«Экспертная комиссия форума высоко оценила разработки Корпорации «Ватан» (президент
Г. А. Гаджиев) — ее базис, геополитическое, экономическое, социальное значение для субъектов СКФО, ЮФО, которые вошли в резолюцию форума с последующим Обращением к главам Прикаспийских государств и Руководству РФ об актуальности и значимости идей проекта для решения важнейших задач государств Каспийского ареала и уникального по биорёсурсам замкнутого водоема.
Полагаю, поддержка инициатив разработок Корпорации «Ватан» Дагестанским экономическим Форумом позитивно повлияет на принятие политического решения по проекту «Евразия».
2012 год. Торгово-промышленная палата РФ, вице-президент ТПП РФ Г. Г. Петров
«Экспертная комиссия совета «Наука и инновации Каспия» высоко оценила разработки корпорации «Ватан» и их ожидаемое геополитическое, экономическое, социальное значение для субъектов СКФО и ЮФО.
По заключению экспертной комиссии, основополагающие инициативы, определенные «Концепцией», пойдут в резолюцию форума с последующим направлением последней к главам прикаспийских государств».