В качестве спикеров выступили эксперты-практики, имеющие солидный опыт в области подрядных торгов всех уровней и применения гражданского и антимонопольного права, законодательства в сфере закупок.
Так, главный менеджер Центра подрядных торгов в строительстве Екатерина Кособокова рассказала об особенностях проведения строительных закупок в 2020 г.
Сегодня контрактная система в целом и госзакупки в частности – это наиболее быстро изменяющийся сектор российской экономики. В конце прошлого и с начала текущего года было внесено много поправок в 44-ФЗ, которые полностью изменили подход к закупкам строительных работ. И эти изменения касаются всех этапов закупки.
Во-первых, это изменения в определении НМЦК. Участники закупок отказывались от участия в госзаказе строительных работ, потому что зачастую НМЦК была занижена. Для решения этой проблемы Минстроем был утвержден порядок определения НМЦК при осуществлении закупок работ и услуг в сфере градостроительной деятельности – приказ Минстроя России № 841/пр вступил в силу 15 февраля 2020 г. Теперь заказчиков обязали использовать инфляционные индексы при заключении контрактов на текущую дату, а также использовать индексы в процессе работы.
Кроме того, 29 июня 2020 г. постановлением № 921 были внесены изменения в аукционный перечень. Теперь строительные работы исключены из аукционного перечня и могут проводиться на основе электронного конкурса – эти поправки уже вступили в силу с 1 сентября.
Это абсолютно новый вид строительного электронного конкурса, который проводится при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и сносе объекта капитального строительства. Они применяются только в том случае, если есть проектно-сметная документация или хотя бы ее часть, т.е. смета в случае, если при капитальном ремонте проекты полностью не разрабатывались. Причем первая часть заявки содержит только согласие, а критерии качества устанавливаться не могут – здесь роль играет только опыт участника закупки, а деловая репутация и материальная база не оцениваются.
Первоначально поданная цена – она же и окончательная. Заявка не разбивается на части, вся информация сразу поступает к заказчику и оценивается им. Дополнительные требования к участникам закупок не устанавливаются. Возможно, в дальнейшем в этой части будут внесены изменения в законодательство в части квалификационных требований, т.к. они необходимы.
В строительном конкурсе используются всего 2 критерия – это цена договора, минимальная – 60 баллов, и квалификация участников закупки, которая выражена исключительно в опыте участника. При этом устанавливается один или несколько показателей – это общая стоимость исполнения контрактов либо общий объем исполнения контрактов, либо максимальный объем контракта. И никакие другие.
Аналогичные критерии устанавливаются при проведении работ по сохранению культурного наследия, контрактах жизненного цикла и «под ключ».
Конечно, выбор способа закупки остается за заказчиком – это может быть как конкурс, так и аукцион. Преимущество нового электронного конкурса в том, что оценивается квалификация, а недостаток – что может попасть участник, не имеющий соответствующего опыта.
При этом электронные конкурсы по старым правилам никуда не пропали, их можно применять, например, при текущем ремонте, благоустройстве и содержании дорог. И здесь можно требовать материально-технические критерии, хотя ФАС к ним относится негативно.
****
К участникам закупок строительных работ применяются дополнительные требования.
Так, опыт работы теперь должен составлять не 3 года, а 5 лет.
Введен дифференцированный стоимостной порог, при котором к квалификации подрядчика предъявляют доптребования: свыше 10 млн руб. для федеральных нужд и свыше 5 млн руб. для региональных и муниципальных.
При закупке проектной документации и изысканий также устанавливаются дополнительные требования к участникам, не менее 20%. Они могут подтверждаться абсолютно любыми контрактами, даже коммерческими.
При строительстве и реконструкции повышены требования к объему опыта, теперь минимальный 30% при закупках свыше 500 млн руб.
При закупке по капремонту и сносу выделены свои отдельные доптребования, и они могут подтверждаться только контрактами по строительству и реконструкции, заключенными в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ или даже быть коммерческими.
Доптребования участник может подтвердить только договором генподряда, а субподряд не учитывается.
Кроме того, с 1 июля вступили в силу поправки по снижению финансовой нагрузки на участника закупки, причем на новые - обязательно, на текущие – по соглашению с заказчиком:
В частности, размер обеспечения контракта снижен от 0,5% до 30% от начальной цены контракта. Причем, если предусмотрен аванс, то обеспечение контракта составляет не меньше размера аванса. Если аванс подлежит казначейскому сопровождению, то обеспечения контракта устанавливается от 0,5% до 30%, но не от НМЦК, а от цены контракта, уменьшенной на размер аванса.
Если все средства подлежат казначейскому сопровождению, заказчик может установить обеспечение от 0% до 10%.
Если контракт заключается по результатам закупки среди СМП, то до 31 декабря 2020 г. заказчик вправе вообще не устанавливать обеспечение контракта за исключением, если есть аванс. При этом, если устанавливает, то размер обеспечения рассчитывается от заключаемой цены контракта, а не от НМЦК.
И хотя эти изменения вступили в силу, они могут иметь обратную силу по соглашению сторон контракта. Иначе говоря, по тем контрактам, которые уже заключены и исполняются ранее 1 июля, по соглашению сторон заказчиком внести корректировки и снизить обеспечение контракта. А обеспечение гарантийных обязательств – теперь не обязанность, а право заказчика.
Кроме того, в 2020 г. Правительство временно разрешило увеличить размер авансирования по госконтрактам до 50%.
****
Есть и изменения на этапе исполнения строительного контракта.
Так, смета утверждается заказчиком, публикуется в составе закупочной документации, и оплата идет не по сметным нормативам, а по утвержденной смете.
При выполнении работ по строительству и реконструкции можно привлекать дочерние общества подрядчиков.
Если цена контракта снижена в процессе торгов на 25% и более, то аванс такая компания получить не может.
Стало возможно изменить не только объем, но и вид выполненных работ, при этом цена не должна измениться в любую сторону более, чем на 10%. Можно продлить срок исполнения контракта по соглашению сторон, но всего 1 раз. А также возможно увеличить срок и цену контракта не более, чем на 30%, если возникли независящие от сторон препятствия, но при условии срока исполнения не менее года, цены 100 млн руб. и выше и если есть решение Правительства, высшего исполнительного органа региона или местной администрации.
Отдельная тема – строительство «под ключ», когда предмет контракта – это одновременно и выполнение инженерных изысканий, и проектирование, и строительство. ФАС России всегда негативно высказывался по поводу объединения в один лот таких предметов контракта, но теперь это стало возможным.
Кроме того, в апреле ФАС выпустила письмо, в котором установила критерии формирования лота при проведении закупок на содержание и ремонт автодорог. Нарушение хотя бы одного установленного критерия будет говорить о том, что лот укрупнен.
К 1 января 2021 г. ожидается принятие Оптимизационного пакета поправок, который практически полностью изменит 44-ФЗ.
В нем предусматривается сокращение до 3 способов определения поставщиков – конкурс, аукцион и запрос котировок. А все остальное будет упразднено.
Упростятся требования к участникам закупок, они будут едиными, а также произойдет исключение документации о закупке.
Участник должен будет обладать универсальной квалификацией не менее 20% от стоимости контракта, на который он претендует.
Будет введен рейтинг поставщиков – участников закупок.
А в условиях ЧС будет возможна закупка у единственного стройподрядчика.
Галина Крупен, Агентство новостей "Строительный бизнес"