В рамках I Всероссийской онлайн-конференции «Госзакупки-2020» Артем Лобов подробно остановился на разъяснениях ФАС России по системным проблемам правоприменительной практики и предложениях ведомства по совершенствованию законодательства.
Как уже ранее отмечала ФАС России, закупки, направленные на профилактику, предупреждение и ликвидацию последствий распространения COVID-19 могут осуществляться у единственного поставщика при условии наличия причинно-следственной связи цели и предмета такой закупки.
При этом пандемия коронавирусной инфекции – это обстоятельство непреодолимой силы, что необходимо учитывать при рассмотрении жалоб на госзакупки и закупки госкомпаний, дел об административных правонарушениях, обращений о включении в РНП и проведении проверок.
В своем выступлении Артем Лобов напомнил о поправках, принятых в первом полугодии 2020 г., которые направлены на снижение экономической нагрузки на субъекты МСП при участии в закупках, а также на обеспечение бесперебойного функционирования системы закупок в режиме повышенной готовности.
По словам спикера, 98-ФЗ дался очень нелегко, его нужно было принимать в крайне сжатые сроки, и в нем прописано несколько важных моментов. Во-первых, давно обсуждаемая поправка, что пени рассчитывается от цены этапа контракта.
Во-вторых, произошло полное переосмысление закупок на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ в условиях режима повышенной готовности. Сегодня стало понятно, что ранее прописанный механизм не работает. И здесь важный момент, что по этому пункту все уведомления о заключении контрактов с единственным поставщиком попадают в ФАС России.
Следующее – теперь можно не устанавливать требование об обеспечении контракта для закупок среди СМП, за исключением случая, когда установлена выплата аванса. Таким образом снижается нагрузка на субъектов МСП.
Кроме того, появилась возможность изменения цены или срока контракта из-за распространения коронавируса и в иных случаях, установленных Правительством РФ. Как раз-таки эту норму нужно принимать благоразумно именно с учетом влияния коронавируса, потому что каждое изменение цены будет подробно рассмотрено – здесь обязательно должна присутствовать причинно-следственная связь. На сегодняшний день пока не зафиксировано никаких изменений в ценах контракта из-за пандемии – ни по жалобам, ни по проверкам. И, как подчеркнул представитель ФАС, эти изменения вообще не должны быть связаны с изменением курса валют. Поэтому эту норму нужно применять крайне внимательно и аккуратно.
Сегодня в высокой стадии готовности находится проект Постановления Правительства, устанавливающий иные случаи закупок у единственного поставщика и порядок их осуществления.
По этому документу будет возможно закупать товары, работы, услуги у единственного поставщика для государственных и (или) муниципальных нужд по решению либо председателя Правительства, либо протоколов координационных и совещательных органов по противодействию коронавирусу, либо штаба по противодействию коронавирусной инфекции при Правительстве и др.
Ожидается, что Постановление будет принято в ближайшее время, и даст заказчику всеобъемлющий механизм по бесперебойному обеспечению деятельности заказчиков в текущих условиях.
При этом вступление в силу нового порядка осуществления запросов котировок и малых закупок перенесено на 1 октября 2020 г.
Нерабочие – это выходные или не совсем?
В начале режима самоизоляции заказчики оказались в непростой ситуации – было не понятно, что делать с процедурами, которые выпали на нерабочие дни. ФАС изначально занимала позицию, что заказчики обязательно должны иметь возможность проводить процедуры вне зависимости от того, рабочий это день или нерабочий в новом формате. Должна быть обеспечена бесперебойная работа операторов. И сейчас уже таких проблем не возникает, потому что 443 Постановление Правительства разрабатывалось совместно с ФАС – и это адекватная ответная реакция на сложившуюся обстановку.
В рамках закупок по 44-ФЗ сроки, исчисляемые в рабочих днях, теперь считаются в календарных, за исключением субботы и воскресенья. Проведение строительных аукционов, которые содержат проектно-сметную документацию, переносить не нужно – они проходят через 4 часа после подачи заявок. Рассматривать заявки можно дистанционно, с составлением электронного протокола, и для этого достаточно всего одной подписи. А при заключении контракта заказчик вправе увеличить срок исполнения обязательств по контракту на срок, установленный как нерабочие дни, из-за чего во многих городах введены моратории на строительные работы.
Кроме того, по 124-ФЗ сумма контракта по малым закупкам увеличена до 600 тыс. руб., а размер таких закупок от общего объема закупок увеличен до 10%. Целесообразность этого нововведения обсуждать не приходится, но если будет понятно, что размер слишком превышен, то ФАС выйдет с ходатайством о пересмотре нормы.
Теперь комиссия заказчика обязана проверять участников закупки на факт привлечения к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП. Эта норма назревала давно, но ранее Реестр, который ведет Генпрокуратура РФ, не работал в полном объеме.
Появилась возможность изменения размера аванса по контракту из-за распространения коронавируса – обеспечение исполнения контракта с 0,5% до 30%.
Также сейчас не обязанностью, а правом стало требование об обеспечении гарантийных обязательств заказчика.
В рамках 223-ФЗ закупки по срокам, исчисляемым в рабочих днях, тоже будут считаться в календарных, за исключением субботы и воскресенья. Причем заказчики по 223-ФЗ оказались даже в худшем положении, чем по 44-ФЗ – они присылают в ФАС большое количество писем, что не могут вести работу.
Как вести госзакупки в строительстве?
ФАС России были подготовлены разъяснения, касающиеся формирования лотов на закупках по содержанию/ремонту автодорог. Были выделены несколько критериев с учетом подаваемых жалоб. Так, в рамках 1 млрд руб. могут быть объединены дороги разного значения как одного города, так и разных муниципалитетов.
Уточнен порядок проведения закупок по организации строительства объектов «под ключ» по 223-ФЗ. Однако ФАС относится очень настороженно к этой норме, потому что эта поправка направлена только на скорейшую реализацию нацпроектов. ФАС будет очень внимательно изучать практику и давать рекомендации по формированию перечней объектов капитального строительства. Установление перечня объектов капстроительства – это не обязанность. Если муниципалитеты не заинтересованы в этой норме, то перечень не нужен. И конечно, если такие объекты есть, то перечень нужен.
Так, если у субъекта запланировано строительство объекта капитального строительства, к примеру, спортивного объекта, и заказчик заключает контракт, ссылаясь на то, что сейчас конкурентную закупку произвести нельзя, подводя это под влияние коронавирусной инфекции, то ФАС ответит, что такой контракт заключать нельзя.
Кроме того, сейчас по поручению вице-премьера Марата Хуснуллина идет работа по переводу строительной отрасли на возможность проведения конкурса. Будет распространено «согласие» на всю сегодня идущую стройку – по конкурсу с ограниченным участием, с переходом на двухчасовую подачу предложений после подачи заявок.
Прорабатывается вопрос о разработке типовых объектов строительства – ведь такая возможность заложена в отраслевом законодательстве. Но по 44-ФЗ этому вопросу никакого внимания не уделено. Поэтому ФАС считает, что в него нужно активно внедрять задачу типовых домов.
Также ФАС внесла в Правительство долгожданный акт Постановления о проведении плановых и внеплановых проверок. Он достаточно емкий, службе пришлось учесть всю специфику контрольных мероприятий, проводимых по всей стране всеми контролерами. Контролеры будут вправе требовать материалы для проверок и те, которые размещены в ЕИС, и другие, если они сомневаются в подлинности этих материалов или их недостаточно, или они знают, что какие-то материалы там не размещены.
Плюс в ближайшее время должен уже выйти в свет акт о проведении внеплановой проверки при внесении компании в Реестр недобросовестных поставщиков, которая сегодня отсутствует.
К слову, если заказчик хочет отозвать обращение о включении поставщика в Реестр недобросовестных поставщиков, то эта процедура не прописана, и такой практики до сих пор не было. Иначе говоря, это билет в один конец.
Новые законы – не за горами
ФАС России продолжает работу над совершенствованием действующего законодательства. С заинтересованными ведомствами уже достигнуты договоренности по всем ключевым предложениям антимонопольного органа.
Так, для борьбы с «ловушками» заказчиков для формального отклонения участников, ФАС предлагает распространить «согласие», введенное в сфере строительства, и на остальные закупки работ и услуг, а также с определенными особенностями и на закупку товаров. Это позволит уйти от многостраничных заявок и искусственных причин для отклонения участников. Ограниченный перечень характеристик на закупку будет включать, например, не более 5 пунктов – либо по каталогу, который ведет Минфин, либо, если товара в нем нет, на усмотрение заказчика.
Чтобы исключить сговор на торгах, предлагается ввести проведение аукционов через 2 часа после окончания срока подачи заявок для всех видов товаров, работ, услуг. В ближайшем будущем это время достигнет 10 минут, а потом перейдет в онлайн, т.е. автоматический старт торгов сразу после окончания приема заявок. И ФАС будет настаивать на этом в дальнейших поправках.
Также предполагается исключить «цикличность» проведения закупок.
Для развития добросовестной конкуренции в Закон о контрактной системе предлагается ввести рейтинг деловой репутации предпринимателей, который должен формироваться автоматически в ЕИС на основе данных о качестве, количестве и стоимости исполненных контрактов. Это связано с тем, что сегодня работа выстраивается только посредством наказания поставщиков, и нет побуждающих механизмов.
Рейтинг будет использоваться для допуска на торги, объективной оценки участников на торгах, снижения размера обеспечения заявки и контракта.
Также планируется расширение функционала ЕИС с тем, чтобы в будущем все информационное прохождение жалоб и исполнение контрактов, включая претензионную переписку, велись в ЕИС.
К слову о жалобах. Подать жалобу должно только то лицо, которое имеет право на подачу заявки. Необходимо расширять отраслевую предквалификацию, которая также станет ограничением для подачи жалоб. Кроме того, ФАС предлагает ввести пошлину за подачу жалобы.
Плюс необходимо создать единую форму для банковской гарантии – очень часто возникает проблема, что гарантия не соответствует, путаются и заказчики, и банки.
Не соответствуют своей функциональности и сегодняшние электронные магазины. Поэтому требуется внесение изменений в Договор ЕврАзЭС.
Устарела и слишком затянута процедура расторжения контракта. Сегодня она однобока и защищает только права заказчика. Необходимо сократить сроки одностороннего расторжения контракта, установить закрытый перечень случаев одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта и право исполнителя обжаловать решение заказчика.
Нуждается в целом в пересмотре и 99 Постановление, к которому возникает очень много вопросов со стороны организаций. В частности, в нем не установлен перечень документов, подтверждающий опыт застройщика-строителя и генподрядчика. Поэтому постоянно возникают вопросы, можно ли подтвердить опыт субподрядным договором.
И такие случаи в работе ФАС были – когда пришлось прибегнуть к зачету опыта заказчиком-застройщиком собственной квалификации. Тогда контракты и договоры соответствовали всем требованиям Градостроительного Кодекса, и из предоставленных компаниями документов было видно, что они в полном объеме осуществляют строительную деятельность. И в такие моменты ФАС всегда встает на сторону компаний.
В целом, как резюмировал Артем Лобов, работа в условиях, продиктованных борьбой с распространением новой коронавирусной инфекции, только подчеркнула актуальность развития электронных процедур. В настоящий момент участники закупок и заказчики получают официальные уведомления посредством электронной почты, но этот процесс мог бы быть полостью автоматизирован при расширении функционала ЕИС.
Агентство Новостей "Строительный Бизнес"