ФАС России обращает внимание на наиболее часто встречающиеся нарушения в сфере закупок госкомпаний
Одно из распространенных нарушений при осуществлении закупок по 223-ФЗ – установление заказчиком закрытого произвольного списка банков, в которых возможно получение банковской гарантии для подачи заявки и обеспечения обязательств по договору.
«Произвольное определение списка банков, при котором вне списка могут остаться даже наиболее крупные банки, мы считаем экономически необоснованным и неправомерным, т.к. такое требование необоснованно ограничивает права участников закупки, - отметил заместитель руководителя ФАС России Рачик Петросян. - Заказчик вправе установить определенные требования к банкам, в которые участник закупки может обратиться, но не указывать их конкретные наименования».
Также в числе часто встречающихся нарушений на закупках госкомпаний - установление требований о наличии у участника закупки определенных материальных ресурсов, конкретного оборудования в собственности и числа сотрудников в штате на момент подачи заявки.
«Подобными действиями заказчик может существенно ограничить число участников закупки, так как отсутствие какого-либо оборудования в собственности или небольшой штат сотрудников не свидетельствует о невозможности исполнить контракт или договор. Производственные мощности могут быть привлечены исполнителем на праве аренды, а трудовые ресурсы не обязательно должны находится в штате компании», - уточнил Рачик Петросян.
Не менее распространено и такое нарушение, как установление требования о наличии опыта поставки товара у потенциального участника закупки для допуска к самому участию в этой закупке.
К примеру, на одной из закупок заказчик предъявил в качестве критерия допуска участника, требование о подтверждении опыта поставок слесарно-монтажных инструментов, что по решению Комиссии ФАС России прямо нарушает действующее законодательство, поскольку участник, который готов предложить наиболее выгодные условия поставки и имеет такое право по закону, в принципе лишается возможности участия в такой закупке.
«Вместе с этим, заказчик был вправе при проведении конкурсных процедур использовать опыт исполнения аналогичных контрактов или договоров для оценки квалификации участника закупок на стадии оценки заявок», - сообщил замглавы ФАС.
Еще одним распространенным нарушением является установление в документации о закупке права заказчика запрашивать на своё усмотрение дополнительную информацию и документы, не представленные в составе заявки. Такие запросы информации несут в себе коррупционные риски, так как могут осуществляться не равной степени в отношении всех участников закупки, а также привести к необоснованным отклонениям участников закупок.
«Завершая обзор наиболее распространённых нарушений на закупках госкомпаний, нельзя не отметить такое неправомерное требование заказчика, как установление ограничений на привлечение субподрядчиков. В редких случаях заказчик вправе требовать самостоятельного исполнения договора. Как правило установление такого запрета является прямым вмешательством в деятельность исполнителя, который самостоятельно несёт ответственность за исполнение договора перед заказчиком», - заключил Рачик Петросян.
Решения и предписания ФАС России по соответствующим делам не раз поддерживались в суде.
Пресс-служба ФАС России