Игорь Черняк, «АиФ»: Михаил Александрович, со Дня Победы прошло уже 72 года. Все ли ветераны Великой Отечественной обеспечены жильём?
Михаил Мень: За 8 лет работы программы жильём обеспечено 300 407 ветеранов Великой Отечественной войны и членов их семей. По состоянию на 1 апреля 2017 г. количество ветеранов и инвалидов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, составляет 278 человек, членов семей погибших ветеранов ВОВ — 4403 человека. Все они в этом году будут обеспечены жильём, и сегодняшняя очередь будет полностью закрыта. В федеральном бюджете на текущий год предусмотрено 4,5 млрд руб., и эти средства доведены до регионов. Отмечу, что в 26 субъектах страны все инвалиды и участники сегодня уже обеспечены жильем.
— Какие сегодня ещё есть программы, помогающие людям не покупать жильё, а получить его с помощью государства?
— У нас есть федеральная целевая программа «Жилище», по которой жильё с господдержкой могут получить молодые семьи, молодые учёные, чернобыльцы, военнослужащие, сотрудники ОВД, подлежащие увольнению с военной службы, переселенцы с Крайнего Севера и др. Списки составляются на основании заявлений граждан органами исполнительной власти субъектов, силовыми ведомствами, Федеральным агентством научных организаций. На их основании Минстрой направляет в эти ведомства соцвыплаты по государственным жилищным сертификатам или субвенции.
— И сколько человек в прошлом году получило квартиры по этой программе?
— 21,8 тыс. семей. На мой взгляд, это хороший показатель.
— А почему не сработала программа «Жильё для российской семьи»? По данным Счётной палаты, до конца 2017 г. должны были ввести в эксплуатацию 25 млн кв. м жилья экономкласса, а на 1 января 2017 г. было введено всего 0,8 млн кв. м.
— Помните старый анекдот про человека, который отказывался ехать на такси без шашечек, а водитель удивлялся: «Так вам надо ехать или шашечки?» Увы, мы часто делаем акцент на «шашечки», забывая о задачах. Все показатели, прописанные в «Жилье для российской семьи», достигнуты, но другими механизмами. Программа запускалась в 2014 г., а потом случился кризис: ставка ЦБ поднялась до 17 %, проценты по ипотеке — до запредельных 19-20 %, реальные зарплаты снизились, жилищное строительство вообще могло остановиться, многие проекты оказались на грани «заморозки». Правительство по поручению президента решило срочно перенаправить средства на субсидирование процентной ставки по ипотеке до 12 % годовых. В кризисный момент надо было поддержать людей. И это решение дало даже лучший результат. Благодаря программе субсидирования процентной ставки люди приобрели 25,7 млн кв. м жилья: это больше, чем всего планировалось ввести по программе «Жильё для российской семьи». Каждая третья семья купила жильё по программе субсидированной ипотеки. Это больше 500 тыс. семей, тогда как программа «Жильё…» была рассчитана на 460 тыс. семей.
— 1 июля повысятся коммунальные тарифы: в среднем по стране — на 4,5 %, но в некоторых городах намного больше. К примеру, в одном из муниципалитетов Алтайского края — на 70 %, в одном из городов Владимирской области — на 44 %. Недавно после массовых выступлений граждан было отменено подобное повышение на 15 % в Новосибирске. Минстрой проверяет обоснованность решений местных властей?
— Обязательно. Основным тарифным регулированием занимается ФАС, но, безусловно, во взаимодействии с нашим ведомством. С 2014 г. у нас в стране регулируется предельный индекс роста совокупного платежа за коммунальные услуги, то есть строчка «итого» в части «коммуналки». Региону устанавливается порог (например, в прошлом тарифном году — 4,5 %) а потом региональная служба по тарифам делит его по муниципалитетам и делает внутри него дифференциацию: даёт больший тариф на тепло и меньший на воду (или наоборот). Главное, чтобы общая сумма платы человека за коммунальные услуги не превысила роста в 4,5 %. «Пробить» этот потолок можно лишь через решение городской думы или районного совета. Например, газифицируется город или строятся очистные сооружения, естественно, это приводит к большему увеличению: тогда местные власти принимают решение о росте «коммуналки». Если, по мнению жителей, никаких изменений нет, а рост превышает предельный индекс, им нужно обращаться либо в региональную жилищную инспекцию, либо в надзорные органы, например, прокуратуру.
Несколько вопиющих фактов, когда предельный индекс необоснованно завышался, мы выявили. В одном из областных центров тариф на водоснабжение хотели увеличить на 200 %, на водоотведение — на 180%! Стали разбираться. Директор водоканала даже не смог внятно объяснить, какие глобальные изменения в качестве услуг появятся у людей в результате такого скачка тарифов! После нескольких подобных скандалов проблем не возникало. И вообще, муниципалитетов, которые воспользовались правом превысить индекс, оказалось немного: всего порядка тысячи населённых пунктов. Но здесь хочу подчеркнуть, что речь идёт именно о коммунальных платежах, а не жилищных, где люди уже на общих собраниях решают, сколько, например, платить за уборку подъезда, двора и т. д. В этот сегмент государство не вмешивается.
— Сейчас обсуждаются цифры на следующий тарифный год. Сегодня уже можно сказать, насколько вырастут тарифы с 1 июля 2018 г.?
— Предельные индексы роста устанавливаются в районе инфляции, поэтому ориентировочная цифра на следующий год в среднем по стране — 4 %. Это одно из самых низких повышений за последние 5 лет.
— Квартирный вопрос в стране по-прежнему крайне болезненный: ипотека дорогая, цены на недвижимость оптимизма не вселяют. Что делается, чтобы жильё для людей в России стало более доступным?
— В конце прошлого года правительство приняло решение не продлевать программу субсидирования ипотеки. Банки сами снизили ставки до реальных: 10,4 %, 10,9 %... Надеемся, процесс продолжится, и мы повторим или даже побьём рекорд 2015 г., когда люди взяли ипотечных кредитов на 1,7 трлн руб. Вообще, сейчас самое время улучшать жилищные условия: рекордно низкие ставки по ипотеке и цены на жильё. В Кировской, Волгоградской, Калужской, Пензенской и многих других областях стоимость квадратного метра стандартного жилья составляет 38-40 тыс. руб.
Рынок жилищного строительства настолько чутко реагирует на экономические вызовы времени, что нам нужно быть очень гибкими. Вчера надо было поддержать субсидирование процентной ставки, а сегодня мы видим, что нужна помощь в создании инфраструктуры в строящихся крупных жилых микрорайонах.
Люди больше не хотят покупать жильё в каменных джунглях, где стоят одни многоэтажки, а поблизости нет ни школ, ни поликлиник, ни развитой городской среды и общественных пространств. А если застройщик берёт на себя обязательства по строительству инфраструктуры, то он вкладывает их в стоимость метра, и жильё получается дорогим, а для высокого спроса цены нужно сдерживать. Поэтому теперь мы решили поддержать людей и жилищное строительство в части инфраструктуры. Из федерального бюджета на текущий год выделено 20 млрд руб., также планируется региональное софинансирование. Средства пойдут на создание инженерной и социальной (детсады, школы) инфраструктуры, а также на внутриквартальные дороги. Требование одно: чтобы это было комплексное освоение территорий, никаких точечных застроек. 33 региона уже вошли в программу. Всего по ней будут реализовываться 66 проектов, что позволит только в этом году ввести больше 6 млн кв. м жилья.
— Читатели «АиФ» из регионов часто спрашивают: «В Москве будут сносить пятиэтажки и строить новые кварталы, людям дадут квартиры с отделкой. А когда у нас начнут сносить старые „хрущёвки“?»
— Посмотрим, как будет работать столичная программа. Пока документ принят только в первом чтении в Госдуме, поэтому говорить о нём рано. В целом же по стране до конца этого года надо выйти на финишную прямую по расселению из аварийного жилья, которое было признано таковым на 1 января 2012 г. Всего должно быть расселено 711 тыс. человек, что сравнимо с населением Липецка или двух Таганрогов. Более полумиллиона человек уже переехали в новые квартиры, расселено 8,13 млн кв. м жилья. Сейчас прорабатываются новые подходы и принципы расселения. Эта тема будет обсуждаться в мае на совместном заседании Госсовета и Комиссии по достижению целевых показателей социально-экономического развития России при Президенте страны.
— Минстрой сейчас активно занимается концессиями: привлечением частных инвестиций в отрасль. Не опасно ли, когда ТЭЦ или водоканал города контролируется не муниципальной властью, а частником, да ещё иностранцем?
— Концессия — это не передача в собственность и даже не аренда. Формат государственно-частного партнёрства предполагает участие региона и муниципалитета, контроль качества коммунальных услуг и соблюдения обязательств. В концессионном соглашении чётко прописана ответственность каждого участника процесса. Другого варианта развития я не вижу, сегодня большинство стран идёт по этому пути. Во многих регионах ГУПы и МУПы, как правило, работают неэффективно. Директор МУП обычно человек временный, и ему не особо интересно зарабатывать на снижении потерь или аварийности. У концессионера же выгода очевидна: сократишь потери — получишь прибыль. Первые цифры уже говорят о многом. В регионах, в которые пришли концессионеры, потери в теплоснабжении снизились на 18 %, в водоснабжении — на 14 %. В аварийности снижение на 47 % в тепле и 21 % — в воде. И это только начало.
— Начался проект «ЖКХ и городская среда», главной особенностью которого называется участие жителей. Каким образом они смогут поучаствовать?
— В прошлом году прошёл Госсовет под председательством президента страны, на котором впервые с высокой трибуны прозвучали такие формулировки, как «городская среда», «благоустройство», «развитие общественных зон». Важно, чтобы наши города стали уютнее, комфортнее, чтобы людям нравилось в них жить, работать, гулять, творить. В этом году, помимо 20 млрд руб. из федерального бюджета, будет выделено ещё 5 млрд руб. регионам-донорам, которые сначала не попали в этот проект: 2/3 этих средств пойдут на дворовые территории, 1/3 — на знаковые объекты города. Этот проект отличается от всех остальных тем, что будет работать на обратной связи. Мы прекрасно понимаем, что если чиновник будет решать, какой двор благоустроить, значит, первым может стать двор его тёщи... Этого допустить нельзя. И вкусовщину надо отмести, чтобы не поставили в городе, например, фонтан, не согласовав это с жителями. Помните, как академик Курчатов после строительства своего научного центра попросил благоустроить территорию, но только без пешеходных дорожек. Он тогда сказал: «Где люди их протопчут, там и делайте». Вот и мы хотим, чтобы жители городов сами участвовали в благоустройстве, голосовали за городские объекты, выдвигали на участие свои дворы. Конечно, споров будет много, но с чего-то надо начинать. Нынешний год станет пилотным, и в случае положительного эффекта мы рассчитываем сделать программу пятилетней и изыскать на неё серьёзные средства в федеральном бюджете.
— В заключение — вопрос личного характера. В детстве вы снимались в кино, потом играли в рок-группе, были байкером. Чему сейчас отдаёте предпочтение, как проводите свободное время?
— В последние 3,5 года работы в министерстве у меня, конечно, очень загруженный график. В свой единственный выходной день, в воскресенье, стараюсь побыть с семьёй, сходить в бассейн и спортзал, зимой — покататься на лыжах, летом — на велосипеде, на мотоцикле. Иногда в субботу на работу на байке приезжаю. Остальными увлечениями, видимо, буду заниматься на пенсии. А без спорта нельзя. Только физические нагрузки помогают восстановиться после работы.
«Аргументы и Факты»