При этом, как следует из распоряжения, побеждать будет подрядчик, который предложил минимальную цену за свои работы. В качестве квалификационной меры подрядчику предлагается для участия в торгах, как и прежде, показать опыт аналогичных работ на сумму не менее 20% от стоимости контракта.
Иным способом – например, через открытый конкурс – госзаказ больше распределяться не будет, заказчики лишены такой возможности. При этом ранее конкурс позволял заказчикам выставить ряд требований и отсеивать претендентов.
Под действие распоряжения не подпадают только технически сложные объекты, такие как метро, тоннели и т.п.; особо опасные, такие как атомная энергетика, порты и т.п.; уникальные работы, например проводимые на большой глубине, и работы на искусственных сооружениях, то есть на мостах и развязках.
Все остальное — строительство любых зданий, дорог, капитальный ремонт, строительство типовых электростанций, инфраструктуры, социальных объектов теперь будет распределяться только через электронные аукционы, где выставлять требования можно только к товару, а к исполнителям, например, к их опыту работы, — нет.
Речь идет, в общей сложности, почти о триллионе рублей – именно таков на сегодняшний момент госзаказ на попадающие под распоряжение объекты.
Ряд экспертов и чиновников отмечают, что распоряжение – это шаг назад к 94-ФЗ, закону о госзакупках, который действовал до 2014 года, а затем был заменен на нынешний 44-ФЗ о контрактной системе.
Напомним, что в 2014 году Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) заявило о начале работ над законопроектом о подрядных торгах в строительстве. Текст законопроекта вызвал массу нареканий со стороны сообщества и независимых экспертов. Несколько раз разработчики представляли законопроект на публичных мероприятиях, однако затем эти работы сошли на нет. На разработку законопроекта, который был одним из главных пунктов избирательной кампании бывшего президента НОСТРОя Николая Кутьина, было потрачено более 10 млн рублей.
В настоящий момент, по неофициальной информации, законопроект находится в Минстрое России, однако теперь его судьба практически предрешена.
Служба информации АНСБ