Неприметная серая будка размером два на два метра была снесена трактором среди ночи, после того, как днем прораб стройки, которая ведется рядом на территории Академии наук, попытался ломом разбить дверь пункта, бросался на руководителей Института геологии ДНЦ РАН со словами: «Хозяин приказал снести, и я это сделаю». Хозяином, со слов этого прораба, является некий Азиз Магомедмирзаев, представляющий интересы Горного ботанического сада ДНЦ РАН. По мнению директора института Василия Черкашина, пункт наблюдения стал яблоком раздора в земельном конфликте.
Подозреваемый в совершении акта вандализма был задержан, сейчас в этой истории разбираются следователи. А Василий Черкашин рассказал о необходимости таких пунктов наблюдения, о том, когда в последний раз проводилось сейсморайонирование Махачкалы и что будет, если стихия вдруг напомнит о себе.
- Сразу хочу сказать то, что разрушили, – это не сейсмостанция, как ошибочно сообщили некоторые СМИ. Основной задачей ИСС является получение достоверной информации о колебаниях зданий, сооружений, а также прилегающих участках грунта при сейсмических воздействиях. Полученная информация используется как база теоретических разработок для совершенствования методов расчета сооружений на сейсмические воздействия. Эти данные нужны, чтобы знать, какой прочности дома можно строить на том или ином участке. Также эта информация служит исходным материалом для объективной оценки силы землетрясений (в инженерном смысле).
Эту разрушенную теперь уже станцию мы построили в 2004 году. К нам обратился бывший в то время министром строительства и архитектуры республики Далгат Далгатов. В 2003 году было издано постановление Правительства Дагестана в рамках программы «Сейсмическая безопасность территории РД (2003-2020)», в разработке которой наш институт принимал непосредственное участие. Планировалось организовать в Махачкале сеть инженерно-сейсмометрических станций (ИСС) с наблюдательными пунктами на высотных зданиях и с грунтовыми точками наблюдения на прилегающих территориях на расстоянии не менее 20-30 метров от самих зданий. Но, не получив финансирования от Правительства республики и учитывая важность данных ИСС, в 2004 году было принято решение оборудовать станцию на базе нашего высотного здания и инженерно-камеральную станцию во дворе одноэтажного дома нашего сотрудника.
Так как эти станции предназначены для регистрации сильных землетрясений, то она работала в ждущем режиме. ИСС была оборудована специальным пусковым устройством для автоматического срабатывания системы при сейсмическом событии более трех баллов по шкале МСК. Далее автоматически включались соответствующие приборы регистрации. Кроме этого, для оперативного определения балльности на данной точке станция была оснащена уникальным сейсмоскопом СБМ, аналога которому в настоящее время нет. На основе полученных данных по определенным формулам мы рассчитываем осциллограммы, которые являются основой при решении задач проектирования как гражданских, так и промышленных зданий и сооружений.
- Какое количество пунктов наблюдения необходимо для города?
- Таких пунктов наблюдения на территории Махачкалы было всего два, но необходимо установить во много раз больше, поскольку сейсмические события происходят на разной глубине, разном расстоянии и с разной магнитудой, кроме этого, грунты в разных частях города имеют различные свойства. Вот почему необходимо иметь несколько пунктов наблюдения. К сожалению, из-за отсутствия финансирования мы не можем построить широкую сеть наблюдения в Махачкале. Этот пункт мы практически построили за свои деньги, купили шлакоблоки, цемент и сами построили.
А аппаратуру нам совершенно бесплатно предоставил пришедший к нам на работу в 2000 году сотрудник, у которого в свое время было ОАО, занимавшееся как раз сейсмомикрорайонированием. Это очень хорошая и качественная аппаратура советского производства, которая сейчас не выпускается и очень ценится за рубежом. Нам неоднократно предлагали ее продать. Если пересчитать стоимость оборудования на современные цены, то общая сумма оборудования будет составлять около 6 млн рублей. Какой причинен ущерб, я не знаю, поскольку мы еще не провели анализ выхода из строя оборудования.
Кроме вышеупомянутой аппаратуры, на этой станции находилось и другое оборудование, а также датчики, установленные в скважинах, данные которых использовались для фундаментальных исследований в области сейсмологии и прогноза землетрясений. Слава богу, что эти разрушители просто не знают, где они находятся, а то и до них бы добрались.,
Таких пунктов наблюдения на территории Махачкалы было всего два, но необходимо установить во много раз больше, поскольку сейсмические события происходят на разной глубине, разном расстоянии и с разной магнитудой, кроме этого, грунты в разных частях города имеют различные свойства.
- Как обстоят дела на данный момент с районированием города, и что будет, если стихия вдруг напомнит о себе?
- Вы, наверное, имеете в виду сейсмическое микрорайонирование Махачкалы? Оно в столице не проводилось почти 30 лет. Нет средств на проведение этих работ. Раньше площадь города составляла 53 квадратных километра. Сейчас в два раза больше. Прибавьте сюда строительство, которое расползается в сторону Каспийска, Семендера и т.д. Люди, к сожалению, забыли события 1970 года, когда 14 мая произошло сильное землетрясение, результатом которого были разрушения и жертвы среди населения. Меня неоднократно спрашивают на различных уровнях и в передачах: почему мы молчим и не бьем тревогу по этому поводу? Некоторые даже спрашивают меня, не чувствую ли я себя виновным в этом? Если я открою папку в компьютере, сколько писем я написал во все существующие организации, которые имеют к этому отношение, это будет огромный перечень. Но я повторяю, это очень дорогостоящее мероприятие, и осилить бюджетом республики, а тем более нашим институтом не представляется возможным. Необходимо подключать Федеральный центр.
- В Махачкале построено много высотных домов. Соблюдаются ли технормы строительства?
- Мне сложно ответить на этот вопрос, поскольку нас не привлекают в начальной стадии проектирования. По всей вероятности, пользуются прежней картой районирования Махачкалы. Я надеюсь, что проектировщики понимают, что делают, когда рассчитывают необходимые параметры строящегося здания или сооружения. Все дело в том, что территория Махачкалы неоднородна по литологическому составу и инженерно-геологическим условиям. Кроме того, меняются гидрогеологические условия грунтов, связанные с изменением уровня Каспийского моря и изменением уровня грунтовых вод. Соответственно меняются и сейсмические условия грунтов. Необходимо рассчитать, насколько изменились динамические параметры зданий и сооружений. Проектировщики и строители должны учитывать спектральные характеристики опасных для данного участка строительства землетрясений.
резонанс с колебаниями грунта, что приведет к катастрофическим последствиям. Для этого и проводится сейсмическое микрорайонирование, вот почему необходимы станции ИСС, которые выполняют функцию сбора, статистической обработки записей сильных землетрясений и определения параметров сейсмических воздействий, а также определения изменения динамических параметров самого здания.
- Насколько часто Минстрой обращается к вам: «Мы хотим там-то строить, рассчитайте, сколько баллов должно выдержать здание»?
- Дело в том, что сейчас настолько много частных строительных контор, которые вряд ли сотрудничают с Минстроем республики. Это государственная структура, которая не пойдет на подлог. Весь вопрос в цене строительства, поскольку цена строительства 9-балльного дома и 7-балльного очень сильно разнится. Я не знаю, к кому обращаются частные застройщики и обращаются ли вообще. Приятно сообщить, что в этом году с Минстроем Дагестана мы детально обсудили вопрос сейсмомикрорайонирования Махачкалы, а также возможность закладки финансирования в бюджет.
И если все сложится, то в следующем году приступим к работе. Учитывая дотационность нашей республики, а также проблемы бюджета, мы снизили стоимость работ в несколько раз, и окончательная смета составляет приблизительно 286 миллионов рублей. Работы будут проводиться в течение трех лет, будут привлечены и другие организации нашей республики. На основе полученных данных будет составлена карта сейсмического микрорайонирования Махачкалы, что позволит правильно рассчитывать и строить дома и сооружения в соответствии с сейсмичностью территории. Вот тогда и выяснится, соответствуют ли построенные здания и сооружения балльности данной территории. Вполне вероятно, будут созданы специальные комиссии, которые будут принимать решения, можно ли укрепить построенное здание, если это необходимо. А если нет – нужно сносить. Такая практика применяется по всему миру. Просто необходимо строить качественно, с учетом всех тех параметров, что были указаны выше.
Ряд застройщиков, когда у них спрашиваешь, соответствует ли дом балльности территории, дают один и тот же ответ: «Проектировали москвичи, они знают свое дело». Но ведь проектировщики рассчитывают здание на основе представленных данных территории застройки. Хорошо, если в 7-балльной зоне спроектируют 9-балльное здание, а если наоборот? А как сказано выше, все дело в цене.
И еще один момент. Контролирует ли кто-нибудь плотность застройки? Ведь, по всей вероятности, существуют какие-то определенные правила: у каждого дома должна быть придомовая территория, рассчитанная исходя из количества жильцов. Ближе строить нельзя. Будет землетрясение – людям некуда будет выбежать. Вокруг каменный мешок, людей просто раздавят рухнувшие строения. Вы посмотрите, что творится в городе. Кошмар! Если будет землетрясение, как в 70-м году… В общем все печально. Не дай бог. Каждому надо заниматься своим делом, а если уж ты назвался хозяином, то занимайся хозяйством, а не разрушением.представленных данных территории застройки. Хорошо, если в 7-балльной зоне спроектируют 9-балльное здание, а если наоборот? А как сказано выше, все дело в цене. И еще один момент. Контролирует ли кто-нибудь плотность застройки? Ведь, по всей вероятности, существуют какие-то определенные правила: у каждого дома должна быть придомовая территория, рассчитанная исходя из количества жильцов. Ближе строить нельзя. Будет землетрясение – людям некуда будет выбежать. Вокруг каменный мешок, людей просто раздавят рухнувшие строения. Вы посмотрите, что творится в городе. Кошмар! Если будет землетрясение, как в 70-м году… В общем все печально. Не дай бог. Каждому надо заниматься своим делом, а если уж ты назвался хозяином, то занимайся хозяйством, а не разрушением.
Источник: http://www.dagpravda.ru/rubriki/obshchestvo/27450245/ © Дагестанская правда
Дагестанская правда от 08.09.2015