Новости строительства и ЖКХ
Вторник, 30 сентября 2014 14:09

Михаил Мень о ЖКХ

Оцените материал
(0 голосов)

Глава Минстроя РФ М.А. Мень ответил на вопросы читателей интернет-издания «Газета. Ru».

— Есть также вопрос по инвестициям в ЖКХ. Недавно было подписано соглашение с французской компанией Veolia. И вы говорили, что ежегодно ЖКХ необходимо 500 млрд рублей частных инвестиций. Хотелось бы поинтересоваться, кто из иностранцев еще проявил интерес и вообще какое соотношение российских и иностранных инвесторов вы считаете приемлемым для российского ЖКХ?

— Что касается иностранных или отечественных инвестиций, в общем-то, если говорить честно, нам все равно. Потому что мы взяли за основу мировые принципы, это договора концессионных соглашений, когда имущество не передается в собственность и даже в аренду. Концессия — это временное пользование. И для нас важно, с точки зрения безопасности государства, чтобы такие жизнеобеспечивающие активы все-таки оставались в публичной собственности. Опираясь как раз на концессионную схему, мы можем привлекать и отечественных, и зарубежных инвесторов.

Вы правильно коснулись компании Veolia, потому что они одни из крупнейших игроков на рынке в Европе, и они несколько лет назад уже пытались зайти на отечественный рынок, но оказалось, не готово законодательство. Я не буду называть регион, куда они заходили, но они вышли на договоренности с руководством области, а потом руководство области сменилось. И начались новые переговоры с предложением обозначить новые правила игры и новые условия инвестирования. Они к этому просто не привыкли, это недопустимо, и они отказались от попыток приходить в российские регионы с инвестициями в эту сферу до тех пор, пока они не изучили наше новое законодательство.

Вы знаете, что мы буквально за те десять месяцев, которые существует министерство, сделали мощный рывок. Я думаю, что это действительно беспрецедентные изменения условий и правил игры. В первую очередь, это долгосрочные тарифные решения, чтобы инвестор не зависел абсолютно ни от какого-нибудь решения региональной или местной власти. Знаете, я очень люблю вспоминать, как я работал в регионе и мы строили достаточно много котельных на частные средства , а я все предлагал инвесторам: давайте трубы переложим, сети переложим — и вы снизите потери, и вся эта прибыль, не поднимая тарифов, вся она будет ваша. То есть у вас там в дырявых трубах потеря до 50% иногда доходит, а в переложенных, новых трубах — порядка 10%. Все это как бы ваше, перекладывайте. Они меня всегда спрашивали: а вы долго будете губернатором еще? Вот в этом кроется вся суть инвестиций в ЖКХ.

Долгосрочные тарифные решения вступают в силу в обязательном порядке с 2016 года, а в текущем году уже те регионы, которые готовы, могут также переходить на долгосрочные решения, первым этапом на три года, вторым этапом на пять лет. А то, что касается договоров концессии, то там вообще прописано следующее: долгосрочность тарифов фиксируется на весь период концессионного соглашения. И в случае если кто-то из муниципальных начальников захочет поиграть назад, как-то пошантажировать инвестора, должен будет ответить бюджетом. Надо было думать, когда заключали концессионное соглашение. Это очень важный момент.

Для тех, кто инвестирует в водоснабжение, мы зафиксировали предпринимательскую прибыль в 5% тарифа. Это защищенная прибыль, и тогда будет легче региональным властям и аудит проводить, и смотреть за тем, как соблюдаются соглашения.

Надеемся, что наши меры сработают. Во всяком случае, интерес частных инвесторов сейчас появился. Да и не только интерес, в общем-то, первые ласточки полетели. Я не так давно был в Балашихе, где российская компания «Мортон» — крупный застройщик — за свой счет, с учетом привлечения кредитов, полностью проинвестировала и построила очистные сооружения. И мы посмотрели эти очистные сооружения. Я своего заместителя и директора этих водоочистных сооружений заставил выпить водичку, очищенную. Мы раньше поражались, когда приезжали на европейские водоканалы, и когда директор пил очищенную воду, у нас дух захватывало. И вот впервые наконец-то такая проверка произошла у нас.

— Все с ним хорошо?

— Хорошо, работает до сих пор. И понятно, что эта компания изначально начинала эту тему для того, чтобы там развивать жилищное строительство. И теперь они думают двигаться дальше, еще в целый ряд регионов. Вот я их познакомил с губернатором Калужской области, он их уже приглашает к себе, есть серьезный сдвиг.

Есть разные точки зрения. Говорят, что нам надо изыскать 500 млрд бюджетных денег в год на реконструкцию всей коммунальной инфраструктуры. Но, во-первых, возможностей таких нет сейчас у бюджета. Во-вторых, это, на мой взгляд, все равно путь в никуда, потому что, мягко так скажем, не очень эффективно истрачены будут деньги. Потому что частный инвестор более бережно относится к своим инвестициям. Когда мы привлекаем частный бизнес, то мы понимаем, что это, что называется, надолго. Главное — выработать эту схему. А по сути, ЖКХ — это последняя, пожалуй, сфера, в которую не пришел еще частный инвестор. И количество МУП, ФГУП, полулежащих на боку, должно сокращаться, с этим нужно заканчивать. Есть конкретное поручение президента: до конца года нашим регионам все неэффективные МУП выставлять на аукционы с привлечением инвесторов по концессионной схеме. То есть у нас сейчас законодательство сформировано. Конечно, где-то мы будем шлифовать, править в процессе, но законодательство сформировано, и мы ждем... не то что просто ждем инвесторов, а занимаемся их привлечением. Сейчас составляем некую базу данных уже удачно реализованных конкретных проектов и отдельно базу данных грамотно примененных технологий в сфере инвестирования в ЖКХ. Поэтому сейчас уже время заканчивать дискуссии, время заканчивать работу над нормативно-правовой базой и начинать работать.

— А из иностранцев кто-то, кроме французов, еще проявлял интерес к инвестициям в ЖКХ?

—Белорусские инвесторы интересовались, азербайджанские инвесторы интересовались. Переговоры с ними уже проведены, но соглашения еще не подписаны. Есть интересы у еще пары компаний, пока не буду их называть, потому что мы еще не вышли на какие-то определенные договоренности, чтобы не спугнуть.

— Что касается региональных планов развития ЖКХ, «дорожных карт», которые каждый субъект должен направить в Минстрой до 1 ноября, будут ли какие-то санкции применяться к тем, кто этот срок пропустит?

— Да. Вы знаете, что есть большая программа по расселению аварийного жилья. И Фонд содействия реформированию ЖКХ, который является нашим институтом развития, раньше накладывал большое количество условий, штрафов для регионов при получении средств для софинансирования расселения аварийного жилья. Мы сейчас по просьбе губернаторов сняли многие условия, потому что понимаем, что задачу нужно выполнять, задача непростая. И только в этом году мы должны ввести 2,8 млн кв. м жилья, в которые переедут люди из аварийного жилья. Цифра достаточно большая, мы надеемся, что мы эту задачу выполним.

И одно базовое условие мы оставили — это принятие «дорожных карт» по ЖКХ и плана капремонтов. «Дорожные карты» должны быть утверждены до конца 2014 года, также до 1 января 2015 года должны быть подготовлены все документы по региональным системам капремонта. Это является обязательным условием для получения федеральных средств на расселение аварийного жилья. Мы будем перекрывать финансирование по 185-му закону по расселению аварийного жилья тех, кто не будет справляться с принятием этих документов.

Если говорить о новой системе капитального ремонта, была большая дискуссия вокруг этого, сейчас мы выходим на софинансирование между гражданами и бюджетами разных уровней. Но для этого регионами должна быть сформирована вся нормативно-правовая база. У нас в этой сфере немного отставали те 30 регионов, где были сейчас выборы губернаторов, мы негласно, что называется, им разрешили чуть-чуть притормозить, потому что принятие этих документов должно проходить под массовой агиткампанией, для того чтобы людям все внимательно разъяснить. Понятно, что во время предвыборной кампании ни у губернатора, ни у его команды времени не будет. Так что сейчас мы будем очень строго смотреть и за этими 30 регионами. Хотя некоторые из них даже в этот период уже начали эту работу, достаточно активно.

—Прошло полгода с момента вступления Крыма в состав России. Как вы оцениваете местный рынок жилья, ЖКХ, его состояние?

— То, что касается местного рынка жилья, он, безусловно, интересен. Я вообще считаю, что субъект Крымского федерального округа может войти в число регионов-доноров. К примеру, Крым может развиваться очень активно.

Что касается жилья, то здесь очень разная картина. На южном побережье одна ситуация, в Центральном Крыму — другая, Севастополь — третья ситуация. Но мы сейчас пригласили Крымский федеральный округ к участию во все наши программы. Они сейчас заинтересовались программой «Жилье для российской семьи», в том числе Севастополь, где остался живой домостроительный комбинат. Где-то порядка, по-моему, ста тысяч они делают квадратных метров жилья в год, есть с чего начинать. Мы бы очень не хотели туда массово каких-то застройщиков привлекать, хотелось бы, чтобы развивался местный строительный рынок и местные строительные компании.

— Что касается сферы ЖКХ в Крыму, как вы ее оцениваете?

— Там примерно все в таком же состоянии, как и во многих других субъектах Российской Федерации, плюс-минус. Поэтому мы сейчас им спокойно помогаем войти во все наши программы, перейти ко всем нашим новым принципам, таким как капремонт. Мы им выделили из Фонда содействия реформированию ЖКХ порядка 100 млн рублей на капремонт. Это было справедливо, потому что в свое время капремонт делался в рамках Фонда содействия ЖКХ, как софинансирование. Поэтому, чтобы наши крымчане были в равных условиях с другими субъектами, мы на первой стадии им немного помогли. А сейчас мы им помогаем переходить на те же условия по созданию региональных операторов капитального ремонта и софинансирования с нашими гражданами. Что касается управляющих компаний, здесь у нас также предстоит работа, и мы этим занимаемся, по усилению позиций жилищных инспекций в обоих субъектах Российской Федерации Крымского федерального округа. И они будут заниматься лицензированием управляющих компаний. То, что касается аварийного жилого фонда, вы знаете, что мы работаем на сегодняшний день в рамках того перечня аварийного жилья, которое зафиксировано на 1 января 2012 года. А дальше, когда завершим эту работу, будем принимать следующие решения относительно того, как будет двигаться ситуация вперед. У нас уже есть определенные наработки. Поскольку эти субъекты имеют равные права с другими субъектами, им будет выделено порядка 900 млн рублей на софинансирование по расселению из аварийного жилья. Объем аварийного жилья, примерно, еще раз скажу, такой же, как в среднем по другим регионам Российской Федерации.

— Могут ли сдвинуть сроки для оформления лицензии управляющих компаний?

— Нет, у нас даже не рассматривается такое. Потому что мы осознанно дали большой переходный период. Закон был принят в весеннюю сессию, и мы, по сути, год дали на то, чтобы регионы привели в порядок свои жилинспекции, чтобы прошло соответствующее обучение. Мы сейчас постоянно встречаемся с руководителями жилинспекций, мои заместители, начальники департаментов. До мая все должны быть отлицензированы, и я думаю, что здесь не будет никаких послаблений. И мы обсуждали с регионами, что если кто-то не пройдет лицензирование, муниципалитеты должны немедленно проводить конкурсы и аукционы на те дома, которые остались с УК, которые не лицензированы. Но я думаю, что все активно возьмутся за это дело, и управляющие компании сами заинтересованы. И знаете, что интересно, вот мне из регионов уже говорят, что даже вот само принятие закона уже несколько изменило ситуацию, управляющие компании стали добрее к людям относиться. Потому что они понимают, что большой объем жалоб людей в жилинспекцию на управляющую компанию будет серьезно препятствовать получению лицензии. Здесь, конечно, много вопросов, с возможными коррупционными проявлениями, и так далее. Но мы постарались в законопроекте, вместе с депутатами Государственной думы, минимизировать эти вещи, введя туда максимальную публичность и максимальный общественный контроль. В советы при губернаторах обязательно должны входить общественники. Я очень рассчитываю на «Народный фронт», на представителей Общественной палаты, что они тоже возьмут эту ситуацию под контроль. У нас сейчас много общественных организаций подобного рода, и вот для них это хороший фронт работы.

http://sroportal.ru

Прочитано 1312 раз

Новости - изменения в законодательстве