Открывая совещание, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по транспорту Сергей Тен отметил, что более 60 процентов дорог федерального и местного значения не соответствуют нормативным требованиям безопасности.
Он также выразил обеспокоенность тем, что задача по удвоению к 2020 году объемов дорожного строительства, поставленная Президентом РФ Владимиром Путиным, не будет выполнена. Основная причина – нехватка финансовых средств в регионах в связи с недостаточной наполняемостью территориальных дорожных фондов и их неэффективное использование.
В этой связи, с большим интересом участниками заседания был рассмотрен опыт дагестанских дорожников. Осенью 2013 года по инициативе и.о. руководителя ГКУ «Дагестанавтодор» ОАО «Дорстройотряд-99» поставил всероссийский рекорд по скорости строительства мостовых сооружений. Железобетонный, 17-пролетный мост длиной 265 метров был возведен за два месяца. 6 августа 2013 года состоялась торжественная закладка объекта на автодороге Новогапцах – Тагиркент – Ялама с подъездом к станции «Самур», а уже 20 октября того же года прошло его торжественное открытие. Собственно, строительство было завершено двумя неделями ранее, но мероприятие было приурочено к празднованию 70-летия Магарамкентского района.
Выступая с докладом, представитель ГКУ «Дагестанавтодор» Магомед Тагиров подчеркнул, что на примере данного мостового сооружения заказчику работ – ГКУ «Дагестанавтодор» – удалось модельно продемонстрировать эффект выполнения приоритетов развития региона, установленных Главой Республики Дагестан Рамазаном Абдулатиповым. В частности, средняя налоговая нагрузка от выполненного объема работ в сфере строительства по Дагестану составляет 4-6 процентов, на данном объекте она составила 12 процентов. Уровень рентабельности составил около 20 процента, а средняя заработная плата квалифицированных рабочих – 60 тысяч рублей. Тем самым реализован приоритет «"Обеление" экономики».
Опережающие сроки ввода в эксплуатацию объекта по оптимальной сметной стоимости явились следствием созданных условий заказчиком и сформулированным техническим заданием. Здесь налицо реализация второго приоритетного направления - «Эффективное государственное управление».
Третье приоритетное направление – «Эффективное территориальное развитие» – трудно переоценить для жителей населенных пунктов, обеспеченных устойчивой автотранспортной связью с неминуемым рывком экономического развития.
И заключительное приоритетное направление – «Новая индустриализация» – было достигнуто новейшими технологиями, использованными на объекте, и высокопроизводительной современной техникой, а главное – безупречной организацией строительства с замкнутым циклом – от производства строительных материалов до возведения ответственных конструкций. Такие темпы строительства под силу только установившимся на рынке предприятиям с диверсифицированным производством.
«Эксперимент, проведенный в Дагестане, стал очень показательным внутри республики, которая с приходом нового Главы региона приняла курс на обновление. Однако практика повышения эффективности расходования средств дорожных фондов через увеличение темпов строительства более актуальна в регионах с короткими сроками строительного сезона. Поэтому результаты эксперимента считаем необходимым изучить регионам центральной и северной частей России», – отметил М. Тагиров.
В заключение первый заместитель руководителя ГКУ «Дагестнавтодор» добавил, что развитие дорог всегда являлось инструментом укрепления государственности, поэтому в современных реалиях внешнеполитической обстановки темпы дорожного строительства в России необходимо выводить на адекватный уровень, в том числе и путем рационального планирования, а также через контрактные условия, требующие от подрядчика высокоэффективной организации строительства.
Также в ходе «круглого стола» была обсуждена проблема сохранения построенных и восстановленных дорог. По словам Сергея Тена, ущерб, ежегодно наносимый дорогам, оценивается в 1 трлн рублей. Эта сумма равна общему объему всей системы дорожных фондов.
«Сохранение дорожного полотна – задача не менее важная, чем удвоение строительства дорог», – заявил он. Наибольший урон дорогам наносят большегрузные машины, так как, по данным Комитета, только 41 процент федеральных и менее 1 процента региональных дорог соответствуют требованию нагрузки –10 тонн на ось. Депутат также добавил, что на 48 тысяч километров федеральных автодорог приходится 53 обустроенных стационарных пункта весового контроля.
В ходе дискуссии была проведена оценка работы дорожных фондов за 2013 год, а также рассмотрено совершенствование механизмов – их использования в целях развития сети автомобильных дорог Российской Федерации и поддержания их в нормативном состоянии.
По итогам «круглого стола» Комитетом по транспорту РД подготовлены рекомендации для Государственной Думы, министерства транспорта, министерства внутренних дел России и других органов государственной исполнительной власти.
http://www.riadagestan.ru/