Открывая встречу, главный дорожник республики отметил, что проектирование – это начальный и самый важный этап строительства любого объекта.
«Проектирование задает производительность работ – это последовательное описание того, как вести строительство и каким должен быть конечный результат. Через него в производство попадают новые технологии и люди, умеющие их реализовать. Проектирование позволяет составить согласованный план действий при реализации проекта, составить бюджет проекта и обосновывает смету расходов и сроки работ. То, в каком стоянии находятся автомобильные дороги Дагестана, – результат работы, в том числе, и проектировщиков. Проблем в данной сфере много и от их решения зависит будущее транспортной инфраструктуры региона. Это обосновывает важность и актуальность проводимой конференции», – подчеркнул Загид Хучбаров.
Далее с докладом о положении дел в Республике Дагестан в сфере проектирования выступил первый заместитель руководителя ГКУ «Дагестанавтодор» Магомед Тагиров. Он назвал наиболее актуальные проблемы, возникающие при разработке проектов и на этапе их реализации. По его словам, одной из них является отсутствие здоровых амбиций у руководителей подрядных проектных организаций.
«Известны лишь единичные случаи, когда наши проектные организации находили работу за пределами Дагестана. При отсутствии амбициозных ориентиров и задач резко замедляется развитие самих коллективов», – констатировал он.
М. Тагиров также отметил, что существуют проблемы и с отсутствием творчества в проектном деле. «Проектирование на сегодняшний день превращено в рутину и автор дорожного проекта, который сродни архитектору или даже скульптору, превратился в статиста, назначающего однотипные технические решения и подсчитывающего объемы работ. Давно забыты такие понятия, как ландшафтное проектирование, архитектурная составляющая проектов мостов. Нет творчества и в вопросах внедрения новых технологий, хотя имеются для этого широкие возможности», – отметил первый заместитель руководителя Дагестанавтодора.
По его словам, отсутствие кадров также является проблемой, возникающей при разработке проектов. «Это вопрос не сегодняшнего дня, но кульминация этой проблемы стремительно приближается и при нынешнем положении дел через 10-15 лет республика может столкнуться с проблемой кризиса кадров в дорожном проектировании. Средний возраст квалифицированных авторов проектов – 40-45 лет, а кадровый резерв молодых специалистов в подрядных организациях крайне скуден», – подчеркнул он.
«Имеет место и слабый внутренний нормоконтроль в организациях, – продолжил Магомед Тагиров, – который доходит до того, что тексты пояснительных записок изобилуют орфографическими ошибками. Существенные ошибки и недоработки обнаруживаются при подсчетах объемов работ, были случаи с крупными просчетами при сравнении вариантов, повлекшие за собой увеличение сроков проектирования на несколько месяцев».
Современные методы инженерных изысканий с использованием аэросканирования стали темой выступления генерального директора ООО «Аэрогеоматика» Владимира Брусило. Эксперт отметил, что технологии цифровой аэросъемки и воздушно-лазерного сканирования являются наиболее быстрыми и по точности не уступают традиционным методам. «Данный метод состоит из комплекса работ, включающих различные процессы от фотографирования земной поверхности с летящего аппарата до получения аэрофотоснимков, фотосхем или фотопланов снятой местности», – убежден В. Брусило.
С опытом проектирования дорожных объектов в сложных географических условиях горной местности поделился представитель АО «Востсибтранспроект» Александр Качин. Московский специалист Борис Кулачкин в своем докладе рассказал о применении геотехники в транспортном строительстве и проектировании.
Также на конференции выступили главный инженер ООО «ИПТС-Транспроект» Хайбулла Хайбулаев, директор ООО «Экодор» Насир Бутаев, технический директор ООО «Дорстройпроект», секретарь Ученого совета Махачкалинского филиала МАДИ, к.э.н. Мурад Абдуллаев.
После перерыва конференция продолжилась в виде заседания «круглого стола», на котором обсуждались вопросы, связанные со сметными нормами для современных технологий и техники, применением ТЭРов в дорожном строительстве. Были рассмотрены проблемы отсутствия официальных каменных карьеров при определении источников получения дорожно-строительных материалов на этапе проектирования дорожных объектов, стоимость вариантных проработок в общей цене контракта при дорожном проектировании и проблемы, возникающие при подготовке территории строительства, связанные со сносом зданий и отводом земель.
По завершении конференции приглашенные из разных регионов страны эксперты посетили место предполагаемого строительства тоннеля через Буйнакский перевал, который считается одним из приоритетов развития транспортной инфраструктуры Дагестана.
РИА Дагестан