12 апреля 2013 года (в пятницу) Госдума планировала рассмотреть во втором чтении правительственный законопроект 136871-6, который вносит изменения в законодательство, повышающие информационную открытость саморегулируемых организаций. Однако на Совете Государственной Думы от 08.04.13 данный законопроект был снят с рассмотрения на пленарном заседании Госдумы 12 апреля 2013 года, а срок его рассмотрения перенесен без уточнения даты. Это связано с согласованием текста в Государственно-правовом Управлении Президента Российской Федерации (далее ГПУ Президента РФ), у которого имеется ряд существенных замечаний к предложенному тексту.
Сегодня нашим специалистам стали известны основные замечания ГПУ Президента РФ. Так, в частности, замечания относятся к статье 2 законопроекта, предусматривающей изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. По мнению, указанному в заключении, нормы, предлагаемые в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях являются не проработанными, предложенные составы правонарушений дублируют друг друга, и, кроме того, изменения в Кодекс предусматривают возложение административной ответственности только на саморегулируемые организации, членство в которых является обязательным. Такое положение представляется необоснованным с учетом того, что Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» устанавливает общие требования ко всем саморегулируемым организациям независимо от обязательности или добровольности членства в них.
Предлагаемые изменения в Федеральный закон «Об оценочной деятельности», предусматривающие существенное изменение порядка проведения единого квалификационного экзамена, не соответствуют концепции принятого в первом чтении законопроекта. Каких-либо внятных обоснований таких изменений представлено не было.
Другим замечанием стало требование в новой статье 7.1 «Ведение реестра членов саморегулируемой организации» о размещении в реестре членов СРО сведений об имеющихся в распоряжении СРО информации об исках к ее членам, с которыми обращались в суду потребители и о случаях привлечения членов СРО к ответственности на основании таких исков. По мнению ГПУ, неясно, можно ли считать, что решение суда, размещенное на официальном сайте суда, имеется в распоряжении СРО и следует ли его обязательное дублирование на сайте СРО? При этом неразмещение такого решения суда в реестре может послужить основанием для привлечения к административной ответственности. Предлагается сформулировать нормы таким образом, чтобы исключить двусмысленность и субъективность при принятии решений при привлечении к административной ответственности.
Также предлагается изменить статью 9 законопроекта, в соответствии с которой закон вступает в силу по истечении 180 дней со дня его официального опубликования, в связи с тем, что законопроектом предусматриваются новые полномочия федеральных органов исполнительной власти, и, как следствие, необходимость принятия ряда подзаконных нормативных актов. Представляется целесообразным предусмотреть поэтапное вступление в силу отдельных норм законопроекта, что в свою очередь позволит саморегулируемым организациям заблаговременно ознакомиться со всеми нормативными правовыми актами с целью неукоснительного соблюдения их требований, что в свою очередь не создаст проблем в практике реализации принятого закона в первые месяцы его применения.
Но самым главным, во всем заключении, стало замечание на указание отсутствия проведения общественного обсуждения внесенных поправок в законопроект ко 2 чтению. При этом настоятельно рекомендуется Комитету Государственной Думы по вопросам собственности после доработки с учетом замечаний, указанных в заключении, и до повторного направления законопроекта в Управление, провести консультации с саморегулируемыми организациями, на регулирование деятельности которых повлияет его принятие.
Остается напомнить, что Экспертный Совет НОСТРОЙ и Совет ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности принимали активное участие в работе над поправками и предложениями в указанный законопроект. Учитывая, что в своих заключениях и поправках в законопроект оба Совета сконцентрировали мнение большинства саморегулируемых организаций, НОСТРОЙ и Совет ТПП РФ по саморегулированию примут активное участие в консультациях по итогам доработки законопроекта с учетом замечаний ГПУ Президента РФ.
НОСТРОЙ