Проблемы жилищно-коммунального хозяйства сегодня являются одними из самых актуальных и болезненных не только для нашей республики, но и всей страны. Об этом и об основных тенденциях развития строительного рынка республики РИА «Дагестан» рассказал и.о. министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД Сейфулах Исаков.
– Сейфулах Бейдулахович, расскажите об основных приоритетах в сфере строительства и жилищно-коммунального комплекса республики?
– В данный момент завершается работа по анализу исполняемых функций министерством, чтобы исключить несвойственные и дублирующие функции других министерств. Следующим шагом предполагается конкретизация исполняемых функций с определением достигаемого результата ее исполнения, которые затем будут закреплены за соответствующими обновленными структурными подразделениями министерства.
В сфере строительства основными приоритетами выступают два направления: жилищное строительство и промышленность строительных материалов. Развитие жилищного строительства предполагается осуществлять в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» на территории Республики Дагестан. В этой связи принимаются необходимые меры по предоставлению земельных участков семьям, имеющих трех и более детей, для ведения индивидуального жилищного строительства, планируется начать реализацию ряда инвестиционных проектов, строительства жилья экономического класса и так далее.
Другим приоритетным направлением является развитие промышленности строительных материалов, что должно стать поставщиком качественных энерго- и ресурсоэффективных строительных материалов для строящихся жилых домов – как многоэтажных, так и малоэтажных.
В связи с этим стимулирование деятельности этой отрасли в настоящее время является важнейшей задачей государственного регулирования. Инициирован и уже реализуется ряд приоритетных инвестиционных проектов по выпуску листового стекла, гипса, цемента и так далее.
– Точечная застройка – бич современного строительства. Наши города застраиваются хаотично, без какого либо продуманного архитектурного замысла. Как с этим покончить, если местная власть, по сути, самостоятельно решает вопросы застройки? Когда наши города станут такими же красивыми и ухоженными, комфортными для проживания, как населенные пункты соседних республик, таких, к примеру, как Грозный или Нальчик?
– Действительно, больше всего нареканий вызывает точечная застройка, столь характерная для развития градостроительной среды городов республики в последние годы. Коммерческие интересы, стремление к быстрой прибыли наносят непоправимый ущерб архитектурному облику городов. Многие градостроительные решения органами местного самоуправления принимаются без опоры на генеральный план, документацию по планировке территории, без широкого общественного обсуждения.
Имеют место факты нарушения функционального зонирования, застройка ведется с учетом уплотнения городской среды, при этом городская коммунально-транспортная инфраструктура развивается нерационально, ее модернизация отстает от объемов капитального строительства, не уделяется должного внимания строительству социальных объектов. Все эти факторы неизбежно ведут к снижению качества жизни горожан, аварийным ситуациям на коммунальных сетях и транспортным заторам на городских улицах.
Основной причиной сложившейся ситуации является отсутствие у органов местного самоуправления современной градостроительной документации – генеральных планов городских округов и поселений, подготовленных и утвержденных в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ, действующего с 1 января 2005 года. Генеральные планы городов республики разработаны в 80-90 годы, и теперь необходимо провести работы по их актуализации (корректировке). Эта работа в некоторых муниципальных образованиях начата, проводится работа по корректировке генеральных планов для городов Каспийска, Кизилюрта и Избербаша, на стадии утверждения генеральный план города Хасавюрта.
В настоящее время на условиях софинансирования из республиканского бюджета ведется разработка генеральных планов поселений. Разработаны и утверждены генеральные планы для 22 поселений, идет разработка генеральных планов для 95 поселений республики. И работа в этом направлении продолжается.
– Намерены ли вы развивать малоэтажное строительство и города – спутники, обеспечивая разумный баланс при строительстве жилья и рабочих мест?
– Значимость малоэтажного жилищного строительства возрастает год от года. Именно благодаря этому виду строительства Республика Дагестан ежегодно увеличивает показатели ввода жилья, при этом доля малоэтажного жилищного строительства в объеме ежегодно вводимого жилья составляет более 85%. Развитие малоэтажного жилищного строительства позволяет удовлетворять жилищные потребности населения без привлечения значительных объёмов бюджетных средств.
Однако, зачастую, малоэтажное строительство осуществляется хаотично, с нарушением градостроительных и санитарных норм, земельные участки органами местного самоуправления выделяются застройщикам без разработки генеральных планов поселений, документации по планировке территорий, предоставляются на землях, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения.
В настоящее время министерством принимаются меры по упорядочению малоэтажной застройки. Для всех муниципальных районов разработаны и утверждены схемы территориального планирования, на условиях софинансирования совместно с муниципальными образованиями разработаны и утверждены 22 генеральных плана поселений и ведется разработка данных градостроительных документов для 95 поселений республики.
В рамках утвержденной Республиканской целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Республике Дагестан на 2011–2015 годы» предусмотрены меры поддержки индивидуального жилищного строительства. Это, прежде всего, меры, направленные на обеспечение застраиваемых земельных участков коммунальной и дорожной инфраструктурой. Такие, как внедрение современных энергосберегающих технологий в малоэтажном строительстве, с использованием экологически чистых строительных материалов. В рамках данной программы в 19 муниципальных образованиях планируется реализация 57 проектов комплексного освоения и развития территорий, в том числе и для малоэтажного жилищного строительства.
По поводу городов-спутников, необходимо отметить, что ускоренное развитие крупных городов и возникновение вокруг них городских агломераций является устойчивой тенденцией в области градостроительной деятельности. Уже сейчас, сложившаяся махачкалинская агломерация включат в себя столицу республики – город Махачкала, сопредельные с ней населенные пункты и ближайшие к ней города Каспийск и Избербаш.
В настоящее время решается вопрос о разработке градостроительного документа – схемы территориального планирования развития махачкалинской агломерации.
Необходимость выполнения данной работы диктуется следующими факторами: это бессистемная застройка межгородских территорий, которые неизбежно потребуются для развития городов; необходимость взаимоувязки территориального развития муниципальных образований, формирования единой транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры; формирование в пределах агломерации мощного логистического узла.
Потенциал развития махачкалинской агломерации достаточно велик и будет многократно усилен за счет кардинальных изменений в экономике при реализации долгосрочной стратегии социально-экономического развития республики до 2025 года.
– С каждым годом коммунальные услуги становятся дороже и дороже, а качество жилищно-коммунальных услуг оставляет желать лучшего.
– Размер платежа за каждую коммунальную услугу складывается из экономически обоснованного тарифа, утверждаемого Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан и объемов потребления данной услуги, определяемых посредством приборов учета, а при их отсутствии – исходя из утвержденных нормативов потребления. Действующие в настоящее время нормативы потребления коммунальных услуг в Республике Дагестан, на 13% меньше, чем в других республиках Северо-Кавказского федерального округа.
В 2012 году, в среднем по республике рост платы граждан за коммунальные услуги составил 12% к уровню 2011 года. Низкое качество предоставляемых коммунальных услуг является следствием высокой изношенности объектов коммунальной инфраструктуры (около 75%) и отсутствия у предприятий коммунального комплекса достаточных финансовых средств для ее модернизации по причине низкой собираемости платежей за оказанные услуги, которая за девять месяцев прошлого года составила 63,5 процента.
Выходом из сложившейся ситуации является максимальное участие республики в действующих федеральных целевых программах в сфере ЖКХ, создание благоприятных условий для привлечения в коммунальную сферу частных инвестиций, передача объектов ЖКХ в концессию или долгосрочную аренду, в целях создания конкуренции на рынке коммунальных услуг.
– Каковы планы развития жилищно-коммунального хозяйства республики на текущий год?
– По поручению врио Президента Республики Дагестан Рамазана Абдулатипова нашим министерством разработаны приоритетные задачи развития ЖКХ на 100 дней, на 1 год и на 3 года.
Все задачи на текущий год направлены на проведение модернизации объектов коммунальной инфраструктуры путем привлечения в отрасль частных инвестиций с последующей передачей объектов, особенно теплоснабжения частным операторам. Это позволит повысить качество оказываемых населению коммунальных услуг и снизить постоянно растущие тарифы.
http://www.минстройрд.рф