Попытки отменить не оправдавшее себя лицензирование делаются уже давно. Неоднократно это решение откладывалось, поскольку реально отрасль была не готова к переходу на саморегулирование. На этот раз власти непреклонны. Последние полгода бизнесу регулярно давали четкие сигналы: больше переносить сроки не будут, вступайте в СРО и готовьтесь работать по-новому. Но многие игроки так и не вняли этим призывам, в СРО вступать не собираются и рассчитывают на то, что в январе отрасль постигнет коллапс, который заставит власти сделать задний ход, то есть продлить действие лицензий.
Саботаж? Как посмотреть.
Стройконторы, которые все еще не стали членами саморегулируемых организаций, настаивают на том, что членство в СРО доступно только крупному бизнесу, который монополизирует рынки строительных работ. А малому бизнесу, который не в состоянии заплатить за членство в СРО, после 1 января грозит вымирание. По оценкам, доли на рынке сейчас распределяются так: 70 процентов - малый бизнес, 23 - средний и 7 - крупный.
Для получения свидетельства о допуске к работам компания должна внести в СРО 300 тысяч рублей, при этом предварительно застраховав гражданскую ответственность. Если же страховки нет, взнос составляет до миллиона рублей. Ежегодные членские взносы - от 100 до 200 тысяч рублей (в различных СРО). Из этих денег создается компенсационный фонд. При наступлении страхового случая члены СРО должны пополнять фонд.
По мнению депутата Госдумы Ильи Пономарева, "правительство, как всегда, положилось на стихию рынка, а она в столь важном вопросе, как переход от устаревшей административной системы регулирования к более передовой системе, основанной на СРО, привела к сумятице и появлению фирм-посредников, наживающихся на "ускоренном вступлении" желающих. Получилось так, что компании, имеющие отношение к строительству, начнут нести убытки из-за невозможности продолжать бизнес. Если малым и средним компаниям такие расходы не по карману, их ждет участь быть поглощенными крупными фирмами. Особо это заметно на примере компаний, которые лишь в отдельных составляющих своего бизнеса касаются вопросов строительства и проектирования, как, например, ИТ-компаний".
Помощник руководителя ФАС Алексей Кожевников пояснил "РГ", что антимонопольное ведомство разделяет мнение о существовании угрозы монополизации отрасли, так как в основном на строительных субподрядах работают предприятия малого бизнеса. "Безусловно, 1 миллион рублей для компании, у которой оборот 2,5-6 миллионов рублей, - это очень большие деньги", - сказал Алексей Кожевников.
Впрочем, в СРО должны вступать не все, а только те компании, которые выполняют работы, входящие в Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капремонту объектов капитального строительства, оказывающих влияние на безопасность объектов (приказ минрегионразвития N 274, декабрь 2008 г.). Таких работ в перечне более 800. И Федеральная антимонопольная служба позволила себе с этим перечнем не согласиться. По ее мнению, в перечень включено большое количество работ, которые не оказывают существенного влияния на безопасность объектов: установка батарей, окон, снос зданий, дорожная разметка и прочее. "Снижение количества позиций, которые были заявлены в этом перечне, должно освободить от обязательного вступления в СРО целый ряд компаний, главным образом предприятия малого бизнеса", - поясняет помощник главы ФАС.
В конце ноября правительство поручило минрегиону оптимизировать перечень. Сокращенный почти в два раза перечень особо опасных видов работ обсуждался 10 декабря на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака. По последней информации, новый приказ утвержден и в ближайшие дни может вступить в силу.
Однако усовершенствованный перечень работ не снимает всех вопросов, которые неизбежно возникают с переходом отрасли на саморегулирование. Гендиректор Центра подрядных торгов в строительстве Екатерина Лезина опасается, что после 1 января государственные заказчики строительных работ могут оказаться в очень сложной ситуации. "Во-первых, если до 1 января компания, с которой заключен контракт, имевшая до этого лицензию, не вступила в СРО, заказчик обязан удалить ее с площадки и прекратить контракт. Этого понимания нет сейчас ни у заказчиков, ни у подрядчиков, - говорит Екатерина Лезина. - Во-вторых, до конца года должны быть приняты техрегламенты в строительстве. Но их до сих пор нет. По старым СНИПам работать невозможно - никакая современная строительная технология в них не может быть заложена, никакие современные стройматериалы. И если к 1 января техрегламенты не будут приняты, стройорганизации будут работать кто в лес, кто по дрова".
И еще одна проблема, о которой все дружно замалчивают, - а как будет регулироваться и контролироваться деятельность тех стройорганизаций, которые не должны вступать в СРО? Кто и как будет гарантировать качество и безопасность, например, малоэтажного строительства? Малоэтажка тоже может рухнуть и похоронить под собой людей. Вразумительного ответа на эти вопросы мы пока не смогли услышать.
Многие возлагают большие надежды на недавно созданное Национальное объединение СРО в строительстве. Его уже успели окрестить "теневым министерством". Президент Национального объединения СРО в строительстве Ефим Басин отчасти согласен с таким определением. Среди главных задач Национального объединения он называет выработку единого подхода к выдаче свидетельств о допуске, унификацию требований к страхованию, представление интересов СРО в органах государственной власти.
"Предполагается, что Национальное объединение будет привлекаться к разработке нормативной базы, касающейся деятельности СРО, то есть впредь все важнейшие законодательные документы будут разрабатываться и приниматься при непосредственном участии профессионалов", - говорит Ефим Басин.
Все хорошо, кроме одного. 1 января уже завтра, а полноценной нормативной базы пока нет и, судя по всему, появится она не скоро. А это значит, что если не коллапс, то хаос на строительном рынке просто неизбежен. И в этой мутной воде кто-то наверняка потонет, а кто-то, напротив, с удовольствием половит рыбку.
Тем временем
Правительство утвердило поправки к ФЦП "Жилище", согласно которым ввод жилья в 2010 году планируется в объеме 53 миллионов квадратных метров, что на 33,7 процента меньше, чем планировалось ранее. По данным минэкономразвития, объемы строительных работ по итогам 2009 года сократились на 18 процентов. При этом Российский союз строителей сообщает о том, что доля замороженных проектов по строительству жилья по итогам 2009 года достигла 30 процентов.
Нина Егоршева, Татьяна Смольякова
"Российская газета" - Федеральный выпуск №5076 (252) от 29 декабря 2009 г.