В заседании приняли участие представители Минэкономразвития, Минрегиона, Минтранса, общественных организаций, электронных площадок, строительных организаций, предприниматели, представители СМИ и интернет-сообщества. Также на заседание были приглашены председатель Комитета по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум; Генеральный директор площадки Республики Татарстан Яков Геллер; представители НОСТРОй, НОП и другие эксперты.
Мнения заинтересованных сторон по поводу 94-ФЗ, электронных аукционов и предложения по изменению правил размещения госзаказа в сфере строительства, в целом, известны и неоднократно озвучивались. Выступая, участники заседания кратко напоминали принципиальные позиции по данному вопросу, однако, во многих докладах появились новые акценты.
Так, например, руководитель Управления контроля размещения госзаказа ФАС Михаил Евраев отметил, что, по мнению ФАС, свидетельство о допуске, выдаваемое СРО должно быть гарантом квалификации и надежности строительной компании. «Именно при получении допуска СРО проверяется квалификация компании, и если нам нужно что-то изменить в том, как выдаются допуски и какой при этом осуществляется контроль, то давайте в этой сфере и менять», - заявил он.
«Система саморегулирования лишь один из многих элементов в системе безопасности строительства. Допуск СРО говорит о том, что в организации имеются специалисты, которые обладают достаточными знаниями, позволяющими избежать причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде и т.д. Но свидетельство о допуске не говорит о том, что компания строит качественно, а для госнужд надо строить качественно»,- возразил первый заместитель руководителя Аппарата НОСТРОй Кирилл Холопик. «Вполне возможно, что строительная компания, имеющая допуск СРО, строит абсолютно безопасно, но на низком уровне качества»,- отметил он.
Тема качества исполнения госзаказа звучала и в других выступлениях.
«Необходимо дифференцировать контракты в сфере строительства, исходя из жизненного цикла, и на основании этого предъявлять различные требования», - предложил член Совета НОП Сергей Чижов. «Также необходимо более четко прописать процедуры для инновационной сферы, к которой мы относим проектирование, инженерные изыскания и инженерное сопровождение»,- сказал он.
Участники совещания отмечали, что тема качества также неразрывно связана с темой коррупции, т.к. чиновник, получивший откат, не в состоянии контролировать качество исполнения контракта. Вспоминали исторически сложившиеся взаимоотношения власти и строителей. Упоминали низкую квалификацию заказчика, и даже отсутствие мотиваций у чиновника выполнять свою работу. Сетовали, что электронный аукцион коррупцию не исключает, что закрытые данные легко становятся открытыми, а открытые - недостоверными.
Сразу в нескольких выступлениях прозвучала тема невозможности предоставления достоверной статистики и объективной аналитики по результатам исполнения госзаказа в строительстве, в том числе и для первых лиц, и тема недостоверности результатов опросов предпринимателей по поводу оценки эффективности применения 94-ФЗ.
«Я не доверяю данным Росстата по факту и считаю, что их все надо перепроверять по простой причине – у Росстата нет контрольных функций для проверки информации, которая ему предоставляется. Если у источников информации есть интерес ее скрыть, они это сделают, и Росстат не сможет это проверить»,- отметил эксперт по открытым данным Иван Бегтин. «Проверка по реестрам госконтрактов также оказывается недостоверной, не только из-за таких ошибок в данных самого реестра, таких как неверные реквизиты или неправильное наименование предмета контракта, но и в силу несопоставимости этих данных с другими массивами информации»,- сказал он.
Подводя итоги второго заседания координационного совета по госзаказу руководитель ФАС Игорь Артемьев поблагодарил участников, и отметил часть предложений, как конструктивные. «Я считаю важным введение возможности строительства «под ключ». Сейчас законодательство о госзакупках эту возможность игнорирует»,- отметил среди прочего И.Артемьев. «По итогам выступления представителей стройотрасли я соглашусь с мнением, что в комиссии надо вводить представителей общественных структур, в частности, структурированных объединений бизнеса», - сказал он.
Что касается Федеральной контрактной системы, на заседании было отмечено, что ее создание не отменяет 94-ФЗ, а скорее поглощает его как один из элементов системы.
Напомним, что Федеральная контрактная система (ФКС) разрабатывается по прямому поручению Президента РФ и должна быть представлена к сентябрю 2011 года.