Представитель Минэкономразвития России Сергей Мигин сообщил о реализации положений утвержденной Правительством России Концепции по формированию единой национальной системы аккредитации в России (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 октября 2010г. № 1760-р), Указе Президента Российской Федерации от 24 января 2011г. № 86 «О единой национальной системе аккредитации» и о структуре проекта федерального закона «Об аккредитации в Российской Федерации».
Основная дискуссия развернулась по проекту федерального закона «Об аккредитации в Российской Федерации». Представитель НОСТРОЙ в своем выступлении отметил, что представленные основные положения законопроекта не решают существующих проблем аккредитации, а именно: закрепление функций национального органа по аккредитации за федеральным органом власти приводит к потере ряда полномочий, которыми должен обладать такой орган в соответствии с международными критериями; процедуры аккредитации закрепляются законодательно, а не устанавливаются органом по аккредитации, что также противоречит международными критериям; вместо инспекционного контроля вводится жесткая процедура государственного контроля (надзора) за органами по сертификации и испытательными лабораториями; сохраняется непрозрачность привлечения к работам экспертных организаций (экспертов) и финансирования работ по аккредитации и т.д. Также в выступлении было отмечено, что утвержденная Концепция предполагает передачу государственных полномочий органа по аккредитации в «некоммерческую организацию с участием государства и представителей бизнеса». Поэтому закон должен отражать прежде всего правовые отношения для данной ситуации и переходные положения - для функционирования органа по аккредитации на базе органа власти. Международный и европейский опыт в области аккредитации предполагают также разработку «отраслевых схем», учитывающих специфику аккредитации для отдельных отраслей промышленности, применение равноправной оценки (привлечение к проверке органов по сертификации и испытательных лабораторий), применение паритетной оценки (для признания систем аккредитации), обязательное применение сравнительных испытаний и т.д. При этом Концепция не учитывает необходимость применения этих направлений (форм) работ при аккредитации. В настоящее время создаются саморегулируемые организации, объединяющие органы по сертификации и испытательные лаборатории. Поэтому рассмотрение применения института саморегулирования в единой системе аккредитации – это наиболее перспективный путь повышения ее объективности, эффективности и признания на международном уровне.
Учитывая актуальность этой проблемы, было принято решение о создании на базе Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Рабочей группы по рассмотрению проекта закона «Об аккредитации в Российской Федерации». Представитель НОСТРОЙ вошел в состав Рабочей группы. Проект закона в ближайшее время будет опубликован на сайте НОСТРОЙ для сбора замечаний и предложений.
НОСТРОЙ