В работе «круглого стола» приняли участие руководители профильных Комитетов Государственной Думы, представители Минэкономразвития России, Минрегиона России, Росреестра, других заинтересованных ведомств, руководители РСПП, «ОПОРы России», «Деловой России» и большинства действующих национальных объединений саморегулируемых организаций из различных отраслей.
После презентации доклада представителем Минэкономразвития и развернувшейся широкой дискуссии были подведены первые итоги реализации базовых принципов саморегулирования в нашей стране.
Отмечено, что 1 ноября 2010 года в России зарегистрировано 634 саморегулируемых организаций (СРО), 500 из них действуют в отраслях с обязательным членством участников рынка в СРО (сфера строительства, деятельность арбитражных управляющих, оценщиков, аудиторов, в области энергетического обследования, теплоснабжения и др.). Остальные – в сферах, где вступление в СРО практикуется на добровольных началах (деятельность управляющих недвижимостью (многоквартирными домами), участников рынка ценных бумаг, жилищных накопительных кооперативов, патентных поверенных, кадастровых инженеров и др.).
Таким образом, уже сейчас саморегулируемые организации представляют собой значимый институт публичного профессионального регулирования, реально заложивший основы для цели сокращения избыточного присутствия государства в экономике.
При этом, участниками «круглого стола» отмечалась особая роль Фонда рыночных исследований как одного из ведущих экспертно-информационных центров в области саморегулирования, отмечающего 10-летие с момента своего создания, в разработке самой идеи саморегулирования, ее законодательного оформления, сопровождения последних изменений в законодательство о саморегулировании, методологической помощи участникам в становлении СРО в разных отраслях.
Актуальность экспертной встречи обусловлена и тем моментом, что на сегодняшний день одной из основных задач экономической политики государства по-прежнему является сокращение административных барьеров на пути предпринимательства, ограничения вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов и сокращения избыточного государственного регулирования.
Участники подчеркивали, что решение этих вопросов невозможно без выстраивания действенных механизмов взаимодействия между обществом, бизнесом и государством, установления баланса интересов бизнеса и различных социальных групп.
Участники «круглого стола» пришли к мнению, что начальный этап становления института саморегулирования в стране тем не менее обозначил немало проблем.
Прежде всего, анализ практики реализации базового федерального закона «О саморегулируемых организациях» подтверждает необходимость большей синхронизации отраслевого законодательства с данным базовым нормативным актом, поскольку были попытки в ряде отраслей законодательно видоизменить общую модель саморегулирования, сохранив при этом отжившие схемы регулирования, лишь используя терминологию саморегулирования.
Участники пришли к согласию, что в ближайшем будущем органам исполнительной и законодательной власти Российской Федерации в тесном контакте с представителями профессиональных сообществ в целях дальнейшего формирования адекватной правовой базы института саморегулирования в Российской Федерации необходимо детально проработать широкий круг вопросов, в том числе:
подготовить и внести проект федерального закона, направленного на уточнение норм базового закона «О саморегулируемых организациях» в части регламентации вопросов разработки стандартов, формирования и применения компенсационных фондов, осуществления контроля саморегулируемых организаций за своими членами и контроля уполномоченных органов за деятельностью саморегулируемых организаций, механизмов работы с жалобами и внесудебного урегулирования споров, формирования национальных объединений (советов) и их роли;
уточнить субъектный состав должностных лиц саморегулируемых организаций и субъектов профессиональной деятельности, подлежащих административным наказаниям за совершение административных правонарушений, состава правонарушений, а также санкции за их нарушения с учетом того, что саморегулируемые организации являются не просто некоммерческими организациями бизнеса, а сорегуляторами от имени государства в своих сферах деятельности.
Особенно подчеркивалась необходимость распространения указанных норм на все сферы, в которых в настоящее время введен институт саморегулирования с целью их кодификации, а также установления исчерпывающего перечня особенностей, регламентация которых допустима в рамках иных федеральных законов.
По итогам «круглого стола» было принято решение о проведении в марте - апреле 2011 года Первого Всероссийского Форума саморегулируемых организаций.
http://www.duma.gov.ru/