В послании Президента к Федеральному собранию было сказано, что необходимо приступить к осуществлению конкретных шагов по изменению структуры нашей экономики и преданию ей инновационного качества: необходимо определить приоритеты инновационного развития и Россия должна в полной мере реализовать себя в таких высокотехнологичных сферах, как современная энергетика, коммуникации, космос, авиастроение, должна стать крупным экспортером интеллектуальных услуг. В 2005-2010 г.г. государственная научно-техническая инновационная политика России была сконцентрирована на реализации важнейших направлений, определенных основами политики России в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу. В развитии данного документа в 2006 г. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике при Министерстве образования и науки была принята стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г.
Однако, не смотря на все принимаемые меры, Правительству пока еще не удалось добиться устойчивого повышения инновационной активности предприятий, технологической модернизации отраслей промышленности, увеличения экспорта высокотехнологичной инновационной продукции. Так, на заседании президиума Государственного совета Российской Федерации в 2008 г. в Дубне отмечалась недопустимая для страны ситуация, когда доля промышленных предприятий, осуществляющая разработку и внедрение технологических инноваций не превышает 10 %, а доля инновационной продукции в общем объеме промышленного производства составляет всего 5,5 %. На этом же заседании были обозначены масштабные и вместе с тем реальные, по мнению Президента России, ориентиры, на которые должна выйти экономика страны к 2020 г. В том числе, доля предприятий, которая осуществляет технологические инновации должна вырасти до 45 %, доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции должна увеличиться до 25 %, а внутренние затраты на исследования и разработки должны дойти до 3 % ВВП, прежде всего за счет увеличения расходов частного бизнеса на науку. И совершенно очевидно, что достижение этих целей невозможно при сохранении существующего уровня эффективности государственного регулирования экономики, в том числе промышленно-инновационного развития. В своём докладе Екатерина Витальевна для использования, как инструмент планирования, предложила индикативное планирование. Основной смысл использования индикативного планирования и, так называемых, отраслевых контрактов – это важнейший вид государственного и частного партнерства, который, тем не менее, в отличие от России, существует в качестве эффективного метода промышленно-инновационной политики во всем мире.
Владимир Анатольевич в своём докладе напомнил что ранее существовавший СОПС (Совет по размещению производительных сил), на самом деле, обладал таким ресурсом, была генеральная схема расселения, в этой генеральной схеме расселения было прописано все: как развиваются северные территории, как развивается северный морской путь, каким образом и где будут разрабатываться полезные ископаемые, каким образом к ним будут подводиться дороги. Нужна была связанность страны. У нас на сегодняшний день порядка 900 тыс. км. Из низ 700 тыс. км это с твердым покрытием, а нам необходимо для того, чтобы более менее связать страну, еще порядка 1 млн. км. "Я думаю, что это вот те направления, которыми мы должны активно заниматься и четко поставить задачу" - отметил в своём докладе: «Возможности и перспективы развития строительной отрасли России» Владимир Яковлев.
"Необходимо увязать стратегию развития целых больших регионов, в частности, уже можно переводить даже на округа, и обязательно нужно переходить быстрее от концепции развития к стратегии развития страны четкой, понятной, определенной" - сказал Владимир Яковлев, - необходимо чтобы появились нормальные утвержденные законодателями генеральные планы развития каждой территории, каждого города, населенного пункта".
Системным недостатком современного планирования является то, что не разработана важнейшая составная часть долгосрочной стратегии генеральной схемы развития и размещения производительных сил. Задачей, генсхемой является не определение того, какие предприятия – где нужно строить, в рыночных условиях это невозможно, а обоснование целесообразности развития определенных отраслей в данном регионе, исходя из общегосударственных приоритетов.
Владимир Яковлев отметил что "на сегодняшний момент не хватает специалистов, не хватает кадров, институты разбежались, их нужно сегодня поднимать. И, вот, не случайно и Президент, и председатель Правительства за последнее время огромное внимание уделяют образовательному уровню, образованию, подготовки, переподготовке кадров, то, что мы тоже упустили за последние несколько лет."
Россия сильна своим человеческим потенциалом, - "нужен четкий и понятный выход, цель и задача: какой мы перед собой её ставим? И, вот, если вы обратили внимание, то в последних высказываниях и Президента и председателя Правительства, звучит четкая, понятная индикативная цель: продолжительность жизни нашего гражданина. Я думаю, что если мы будем к этому идти, выстраивать все прогнозы, планы и действия, многое изменится,"- отметил в заключение Владимир Яковлев.
НОВОСТИ РСС