Для этого в Дагестане за счет государственной собственности была создана расширенная сеть из 47 дорожно-эксплуатационных предприятий, за которыми закреплено госимущество на сумму свыше 300 млн. рублей.
В связи с этим понятно обеспокоенность минимущества республики состоянием предприятий, в которых 100% акций принадлежат государству. Поэтому, открывая совещание, министр земельных и имущественных отношений РД Сефер Алиев отметил, что «министерство несет ответственность за работу дорожных хозяйств, а для того, чтобы она была эффективной, необходимо говорить о проблемах, с которыми они сталкиваются».
При этом министр отметил, что делается это не для того, чтобы у кого-то что-то отобрать, а лишь для того, чтобы разобраться, в чем камень преткновения у ДЭПов, и как им можно помочь, чтобы госимущество использовалось более выгодно.
Сефер Алиев рассказал собравшимся, что только на текущий год из республиканского бюджета выделены на строительство, реконструкцию и содержание автомобильных дорог 3 389,6 млн. рублей. При этом правомерно возникает вопрос: а насколько эффективно используется госимущество и бюджетные средства, выделяемые дорожной отрасли?
Чтоб разобраться в ситуации, был проведен анализ деятельности этих предприятий, исходя из представленных предприятиями данных. Министр подчеркнул, что в каждое из них будет выезжать группа специалистов министерства, чтобы на месте составить свою картину положения дел.
Говоря об экономических показателях финансово-хозяйственной деятельности 47 акционерных обществ дорожной отрасли, из которых 44 – ДЭПы, Сефер Насырович отметил, что они оставляют желать лучшего. Так, численность работников в них составляет 1558 человек, среднемесячная зарплата колеблется от 5 до 9 тысяч рублей, а в 5 акционерных обществах оплата и вовсе ниже прожиточного минимума.
Кроме того, ряд дорожных предприятий, несмотря на низкие экономические показатели, допускает излишнюю численность работников.
Здесь в качестве примера министр назвал Акушинское и Буйнакское ДЭПы. Если в первом предприятии 60 работников выполнили работу в истекшем году в среднем на одного человека на сумму 1151,8 тысяч рублей, то во втором – почти столько же работников выполнили работы почти в десять раз меньше: 120,7 тысяч рублей. Аналогичное положение дел анализ показал и в ряде других районов.
Остался недоволен министр и полученной за минувший год прибылью. «Дорожно-эксплуатационные предприятия, располагая государственными средствами в 300 млн. рублей, получая из федерального и республиканского бюджетов порядка 3,4 млрд. рублей, получили прибыль 8 млн. 848 тысяч рублей и уплатили в бюджет Дагестана 894 тысяч рублей в виде дивидендов. При этом сумма дебиторской задолженности составляет 51,5 млн. рублей, а кредиторская задолженность – 179 млн. рублей. Это просто недопустимо. Анализ финансово-экономических показателей ваших предприятий показывает, что при одинаковой выручке прибыль организаций разнится в десятки раз. Как это возможно?!».
Исходя из полученных данных, министр сделал вывод: незначительная прибыль предприятий – это, прежде всего, результат недостаточной работы по своевременному погашению кредиторской и дебиторской задолженностей, высоких производственных затрат, общехозяйственных и коммерческих расходов, неэффективного использования государственного имущества.
С.Алиев подверг критике руководителей тех предприятий, которые без согласования с министерством получили кредитные средства на сумму около 8 млн. рублей под максимально высокий процент – 36% годовых.
«Вы привлекли банковские кредиты в нарушение установленного законодательством порядка, - подчеркнул он, - чем нанесли акционерным обществам прямой ущерб в размере свыше 2 млн. рублей. Думаю, Счетная палата РД даст соответствующую оценку этой деятельности».
Далее слово было передано заместителю гендиректора ГУ «Дагавтодор» Ханмагомеду Рагимову. Он попытался объяснить реальную картину, которая складывается сегодня в дорожном хозяйстве.
«Цель министерства земельных и имущественных отношений – эффективно использовать государственное имущество, а, как известно, большинство наших предприятий являются республиканской собственностью. Поэтому я понимаю озабоченность министерства сложившейся ситуацией, но в некоторых пунктах я не поддерживаю вашу позицию», - отметил он в самом начале своего выступления.
В частности, он отметил, что ДЭПы работают на качество, а не на количество, поэтому говорить, что они выполнили больший или малый объем работ не совсем корректно. Кроме того, они испытывают большие трудности с финансированием.
«Я думаю, главная задача государства, – в первую очередь, содержать дороги, - сказал он. - А у нас что происходит? 82% выделенных в 2009 году средств было направлено на строительство дорог. Это неправильный подход. Причем на уровне Российской Федерации».
Выступающий также указал на проблему с изношенностью техники. По его словам, по данным на начало 2010 года, 82% всей техники изношено, но предприятия не могут ее списать, потому что новую получить неоткуда, а своих средств купить тоже нет.
Говоря об эффективности использования собственности, Х.Рагимов подчеркнул, что, в первую очередь, здесь необходимо говорить и о материально-техническом оснащении организаций. «Я не защищаю руководителей дорожных предприятий, - сказал он, - но в целом на сегодняшний день остаточная стоимость составляет 18%. А по нашим подсчетам, чтобы содержать 22 работника в среднем предприятию необходимо израсходовать 5 млн. рублей, а таких средств им никто не выделяет. Все просто: дорожное хозяйство может эффективно использовать госимущество и оказывать необходимые услуги, если государство поддержит должным образом».
Зам. генерального директора «Дагавтодора» согласился с министром по поводу кредитов, что проценты слишком завышены. Было решено изучить программы, которые могли бы как-то помочь решить проблемы с финансированием и лизингом.
«Нам необходимо увеличить нормативы на содержание дорог, - добавил он в заключение, - если государство заложит до 2012 года 150 млн. рублей и поможет с лизингом, который позволит обновить технику, то мы сможем переломить ситуацию».
Слово для выступления взяли руководители Дербентского, Левашинского, Буйнакского и других ДЭПов. Каждый из них говорил о своих проблемах, высказывал мнение относительно того, как можно изменить сложившуюся непростую ситуацию в дорожном хозяйстве. Вопросы и предложения были различные, но все сошлись во мнении, что если будет финансирование по нормативу и обновлен парк техники, то многие проблемы дорожников можно решить.
РИА Дагестан