Эксперты РСС отмечают, что выявление проблем применения электронных аукционов на этапе становления и развития является важнейшей задачей. По их мнению, перспективность электронных аукционов очевидна: они позволяют в режиме реального времени принимать участие в торгах компаниям, расположенным в разных уголках страны. Заказчик до поры до времени и не знает, кто желает поставить ему товар или услугу. Только на заключительном этапе система выдает ему список из 10 лучших по цене и условиям предложений и раскрывает имена участников.
В рамках отдельного «Форума государственных (муниципальных) заказчиков и предпринимателей» на выставке «Госзаказ 2010» обсуждались перспективы развития законодательства в сфере размещения государственного и муниципального заказов.
С докладами выступили Заместитель директора департамента программ развития Министерства транспорта РФ Г.В. Петрушенко, Заместитель директора института подготовки кадров для системы государственных и муниципальных закупок РАГС при Президенте РФ О.М. Воробьева, проректор по научной работе ГАСИС П.А. Жбанов, Президент СРО Отраслевое объединении национальных производителей в сфере физической культуры и спорта "Промспорт" Н.С. Быканов, Генеральный директор Ассоциации "РАДОР" И.И. Старыгин, Сопредседатель комитета по государственному заказу ОПОРЫ России В.Н. Малиновский.
Генеральный директор Центра подрядных торгов в строительстве, руководитель рабочей группы РСС Екатерина Лёзина, проинформировала участников форума о том, что в настоящее время сформировано «Партнерство профессионалов государственного заказа».
В рамках партнерства будут решаться вопросы повышения эффективности деятельности всех участников процесса размещения заказов, применения наиболее эффективных способов размещения заказов, которыми являются открытые аукционы в электронной форме, устранения негативных факторов проявления коррупции и мошенничества при размещении заказов, повышения квалификации и мотивации специалистов и руководителей, занимающихся вопросами размещения заказов.
Вице-президент ОМОР "Российский союз строителей" Григорий Веретельников, высказал мнение, что в целом Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» значительно упорядочил ситуацию в сфере размещения государственного и муниципального заказов.
Однако мероприятия по организации и проведению процедур размещения заказа на подрядные работы, в том числе проектные и изыскательские, были и остаются наиболее сложными для реализации заказчиком, с комплексным подходом к решению задачи и наличием ряда неизвестных.
Это объясняется несколькими причинами:
• Значительным объемом нормативно-правовой и методической информации, которую необходимо учитывать при подготовке документации о торгах. При этом нормы между собой противоречивы и несогласованы;
• Неизменностью основных условий государственного/муниципального контракта и, одновременно, длительностью реализации основной части строительных проектов, которые обуславливают необходимость предусматривать на этапе размещения заказа все возможные изменения, включая скрытые работы;
• Сложностью способа определения начальной (максимальной) цены контракта на весь период строительства в ценах соответствующих (будущих) периодов;
• Сложностью детального описания подрядных работ при формировании технического задания;
• Длительностью периода подготовительной работы (выбор строительной площадки, предпроектная проработка и т.п.).
По мнению эксперта, составить техническое задание на выполнение строительно-монтажных работ, осуществить поставку технологического оборудования и материалов, определить начальную (максимальную) цену контракта в ценах соответствующих периодов при отсутствии проектно-сметной документации и даже, зачастую, результатов инженерных изысканий в нынешних условиях практически невозможно. Заказчики, объявляющие такие торги, и участники размещения заказа, согласившиеся в них участвовать, т.е. до конца строительства готовые придерживаться объявленных условий - не изменять цену и объемы работ должны обладать известной долей авантюризма.
Григорий Веретельников отметил, что Российский союз строителей, представляющий интересы в данном случае, участников рынка озабочен правоприменительной практикой проведения торгов на строительную продукцию и не желает оставаться в стороне. В рамках РСС создана и успешно работает рабочая группа по подрядным торгам, подготовившая предложения о внесении изменений в ряд нормативно-правовых актов Российской Федерации, регламентирующих строительство и размещение заказа.
Кроме того, в первой половине 2010 года планируется завершить выработку требований к составу технических заданий при закупке строительной продукции и методических рекомендаций по их использованию.
Для реализации указанных планов РСС планирует объединиться с Партнерством профессионалов госзаказа и продолжить работу в едином ключе.
Заместитель директора по развитию СРО «Объединение генеральных подрядчиков», член совета молодых руководителей при Президенте РСС Константин Кижель в своем докладе заявил, что нынешняя система госзаказа, безусловно, нуждается в существенной доработке, а кроме этого решения требуют несколько «болевых» вопросов работы профессионального строительного сообщества, в частности развитие саморегулируемых организаций.
Константин Кижель привел данные Всемирного банка, по которым Россия по срокам получения строительных разрешений находится практически на последнем месте в мире. «Правительство России, министерства и ведомства рьяно берутся за уменьшение административных барьеров, но так, что эти барьеры только умножатся в геометрической прогрессии», - отметил он.
По словам эксперта, проблемы обострились в последнее время с введением системы саморегулирования в строительстве.Они связаны с тем, что основой для создания саморегулируемых организаций становятся крупные предприятия-монополисты, а также предприятия, представляющие интересы региональной элиты. Между тем, отметил Константин Кижель, монополизация и региональная сепаратизация строительного комплекса могут привести к дальнейшему уменьшению объемов жилищного строительства и росту цен на жилье, дестабилизации ситуации на строительных рынках.
Подводя итоги, Екатерина Лёзина отметила, что для повышения эффективности подрядных торгов необходимо сделать следующее:
• Запретить включение в один лот работ по проектированию и строительству объекта;
• Определить порядок подтверждения участником размещения заказа соответствия требованию п. 1 части 1 статьи 11 94-ФЗ, если для выполнения работ по предмету торгов требуется наличие несколько видов лицензий или допусков СРО.
• Увеличить вес критерия «Качество и квалификации» до 45% процентов в методике оценки заявок участников при определении проектировщика.
В настоящее время эксперты партнерства профессионалов госзаказа ведут активную деятельность, принимают участие в анализе действующего законодательства в сфере государственного и муниципального заказов, в экспертизе и контроле качества размещения государственного и муниципального заказа, что способствует развитию добросовестной конкуренции и созданию равных условий для всех участников размещения заказа.
Новости РСС