В ней также поясняется, что, по закону о техрегулировании, строительная деятельность в России должна регулироваться техническими регламентами, обязательными к исполнению, и национальными стандартами и сводами правил, выполнение которых является добровольным.
При этом, как утверждают эксперты АСР, в разработанных к настоящему моменту техрегламентах - о безопасности зданий и о безопасности строительных материалов - содержатся лишь общие формулировки требований к безопасности процесса строительства.
Конкретные же характеристики и показатели устанавливаются национальными стандартами и сводами правил, которые не являются обязательными, подчеркивается в материалах ассоциации.
Более того, указывается в них, пока приказом Минрегиона РФ утвержден в актуализированной редакции лишь СНиП "Общественные здания и сооружения".
Оба же техрегламента приняты Госдумой только в первом чтении, а ряд необходимых сводов правил обсуждаются в экспертной комиссии Минрегиона, добавляют в АСР, подчеркивая, что "строительный комплекс России рискует оказаться в условиях отсутствия достаточной правовой основы для осуществления своей профессиональной деятельности".
В связи с этим, обращается внимание в аналитической записке АСР, со следующего года безопасность стройобъектов в России не может быть гарантирована исполнением норм техрегламентов.
"Особую тревогу вызывает безопасность строительства высотных зданий, крупных торговых и развлекательных центров, иных технически сложных и уникальных объектов, прежде всего публичного назначения. Отсутствие детального регулирования требований безопасности при их проектировании и строительстве может привести к самым тяжким последствиям", - предупреждают специалисты ассоциации.
В АСР указывают, что во многих странах с гибкой системой стандартизации в сфере технического регулирования, например, в Германии и Японии, стандарты, по общему правилу, представляют собой документы добровольного применения, но для наиболее опасных сфер промышленности сделано исключение, и документы добровольного применения в них приобретают обязательный характер.
"Представляется, что такой подход может быть реализован и в России, поскольку не нуждается в пересмотре концепции реформы технического регулирования в целом и способен решить целый комплекс проблем по обеспечению безопасности в ключевых сферах российской промышленности", - отмечают эксперты АСР, констатируя необходимость изменения законодательства РФ о техрегулировании.
Реформа технического регулирования была задумана, чтобы освободить бизнес от излишнего вмешательства государственных контролирующих органов. Закон "О техническом регулировании", принятый в 2003 году, предусматривает, что все требования государства к бизнесу должны касаться только безопасности продукции и производственных процессов и должны быть утверждены в форме федеральных законов - технических регламентов.
Предполагалось, что к 2010 году парламент примет от 450 до 700 федеральных технических регламентов, которые полностью заменят старую систему ГОСТов, отраслевых норм и правил. Однако подготовка проектов технических регламентов затормозилась.
Сейчас на рассмотрении в Госдуме находится 22 техрегламента.
24 ноября президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что поручит правительству страны рассмотреть вопрос об отказе от закона по техническому регулированию, поскольку тот "не работает".
РИА Новости