Начиная с февраля этого года заключены сотни договоров страхования. Их систематический анализ позволил выявить определенные особенности и системные проблемы. Например, отмечена тенденция уменьшения сумм страховых премий (стоимости договоров страхования). С одной стороны, это здорово, поскольку чем дешевле, тем лучше. Однако, с другой стороны, оказалось, что в большинстве случаев основным фактором снижения цены являются ограничения объема страховой защиты в тексте договоров страхования, что ухудшает положение членов СРО. Можно выделить два фактора, способствующих этой негативной тенденции. Первый заключается в том, что положения по страхованию не содержат подробных условий страхования, что дает возможность страховщикам добавлять в договоры страхования дополнительные исключения из перечня страховых случаев. Вторым фактором является объективная сложность договоров страхования для строителей и их ориентация при заключении договора в основном на его стоимость. Не все еще понимают, что договор страхования может стоить сколь угодно мало, но в основном за счет уменьшения объема страховой защиты.
В заключенных договорах страхования наблюдается большое разнообразие формулировок. Практически у всех страховщиков разное понимание, что есть «недостатки работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства». Также по-разному описывается понятие страхового случая, особенно в части последовательности наступления определенных событий в течение действия договора страхования и по его окончании. Где-то прописано, что недостатки, вред и претензии выгодоприобретателей должны произойти только в течение действия договора страхования, где-то вред и претензии допустимы и по окончании срока его действия. Во многих договорах нет и намека на расширенный и ретроактивный периоды, которые крайне важны для организации непрерывной страховой защиты членов СРО. Все это разнообразие ведет к неоднородности страховой защиты СРО в целом.
Стоит отметить некоторые особенности технологии заключения договоров. По отзывам строителей, заключивших договоры страхования, страховые компании сразу называли цену договора, даже не запрашивая какую-либо информацию о компании. Заявление на страхование заполнялось постфактум при оформлении договора страхования. Такой подход должен настораживать строителей и побуждать к более тщательной проверке предлагаемых к заключению договоров страхования. СРО должны как-то противостоять такому телефонному «скорингу», поскольку все страховые компании должны реально оценивать риски членов СРО.
Для того чтобы скорректировать выявленные недостатки, СРО необходимо разработать обязательные для своих членов типовые договора страхования и аккредитовывать страховые компании только под требование его неукоснительного соблюдения. По этому пути уже пошли крупнейшие СРО в энергетике, гражданском строительстве. Можно предположить, что договоры страхования с широким страховым покрытием не встретят восторга у профессиональных страховщиков. Как коммерческие организации, они думают о своей прибыли. Однако, несомненно, компромисс по стоимости их услуг будет найден. А типовой договор страхования, единый для всех, позволит реально запустить механизм конкуренции, в том числе с использованием электронных торгов.
В целом страхование при саморегулировании строительной отрасли динамично развивается. Все возникающие технические сложности могут быть преодолены. Есть полная уверенность в том, что в ближайшее время строители получат максимально качественную страховую защиту.
Источник: "Строительный Еженедельник", №49(389) от 30.11.2009
www.sro.ru