– В советское время в Ленинграде существовали две крупные организации: Главленинградстрой и Главленинградинжстрой – каждая из которых решала свои задачи в области строительства. Первая занималась строительством жилых зданий, а вторая специализировалась на реконструкции и строительстве инженерных сооружений. У каждой были свои специалисты, свои нормативы, и в конечном итоге город получал качественный и хорошо выполненный продукт.
То же самое должно быть и здесь. В каждой отрасли строительства существуют свои стандарты и требования, тем более при проведении таких работ, которые относятся к особо опасным и технически сложным, как, например, метростроение. Сегодня строительные организации руководствуются разработанными еще в советское время нормативными документами. Ныне действующая система технического нормирования в строительстве складывалась десятилетиями. Здесь собраны достижения строительной науки, архитектуры, проектирования и градостроительной деятельности. В одночасье отказаться от всего этого нереально и неправильно. Но, к сожалению, большинство из нормативов безнадежно устарело. А в таких областях, как микротоннелирование, горизонтально направленное бурение, их нет вообще или развиты они достаточно слабо. В связи с формированием в строительстве новой системы технического регулирования главная цель сегодня – это проведение анализа всей нормативной базы, ее упорядочение и обновление. Сделать это можно только в достаточно узком специализированном сообществе.
Второй немаловажный аспект в том, что для выдачи свидетельств о допуске к проведению особо опасных, технически сложных и уникальных работ, на мой взгляд, нужно максимально повысить требования к исполнительной дирекции, его совету. Необходимы сотрудники, специализирующиеся именно на данном направлении строительства. Я считаю, что организации и предприятия из таких областей, как, например, атомная энергетика или подземное строительство, однозначно обязаны получать свидетельства у специализированных СРО, имеющих полномочия на выдачу допусков к определенным видам строительных работ. Именно поэтому СРО НП «Объединение подземных строителей» изначально создавалась именно как организация, сформированная по профессиональному признаку.
– Выходит, в вашем партнерстве сосредоточены только организации, занимающиеся подземным строительством?
– Основу нашей организации составляют предприятия, которые тем или иным образом связаны с освоением подземного пространства: метростроение, тоннелестроение, прокладка коммуникаций методом микротоннелирования и горизонтально направленного бурения. Но это не значит, что это организации, которые только копают землю. У нас есть предприятия, занимающиеся прокладкой коммуникаций и трубопроводов, отделочными работами, строительством фундаментов, системами пожарной безопасности, сигнализацией.
Благодаря ОАО «Метрострой» и его генеральному директору Вадиму Александрову была проведена большая работа по объединению в НП специалистов подземного строительства со всей России. Несмотря на то что работа велась с нуля и времени было не так много, сегодня в Партнерство входит более 150 компаний, объединенных в сообщество по профессиональному принципу.
– Вы планируете оставить численность 150 организаций или будете принимать новых членов?
– Мы не останавливаемся на этом количестве. Численность с каждым днем растет, и мы готовы принять до 300 членов СРО. Потом будем определяться, смотреть, как станет развиваться саморегулирование в России.
– Надо полагать, вы для себя уже решили основные задачи?
– На первом этапе все-таки основной задачей было получение статуса саморегулируемой организации. После получения статуса СРО мы имеем право выдавать свидетельства о допуске ко всем видам работ, предусмотренным приказом № 274 Министерства регионального развития. Тем не менее, мы себя позиционируем как организация, члены которой выполняют особо опасные, технически сложные и уникальные работы. В соответствии с постановлением правительства на эти виды работ должны быть сформулированы дополнительные требования о выдаче свидетельств. К сожалению, их до сих пор нет, хотя они должны были быть готовы в течение 3 месяцев после выхода закона 148-ФЗ.
– Как вы считаете, что является залогом успешной деятельности СРО?
– Многое зависит от исполнительного органа. И мы стараемся соответствовать уровню наших членов. Важную роль также играет Совет Партнерства. А он, я считаю, уникальный: заслуженные или почетные строители России, орденоносцы. Но это внешняя сторона. Самое главное – они специалисты высочайшего уровня в области горно-капитальных, монтажных, буровых и других подземных работ.
Кстати, хотелось бы отметить некоторые недоработки закона, касающиеся Совета и исполнительного органа СРО. К сожалению, в нем ни слова не сказано о том, кто должен в них входить. Считаю, что этот недостаток должен быть исправлен, и для того, чтобы выдавать допуски, в Совете должны быть профессионалы именно в той отрасли, в которой организация специализируется. В нашем Совете они есть.
– Проектные организации будут вступать к вам или создадут свое СРО?
– В соответствии с законом, есть три вида СРО. Для того чтобы получить допуски, необходимо являться членом конкретной саморегулируемой организации. Но поскольку у многих наших членов были проектные лицензии, по нашей инициативе ОАО «Метрострой» совместно с ОАО «Ленметрогипротранс» учредили НП «Объединение проектных организаций «ОПС-Проект». Поскольку штат и исполнительная дирекция для обоих партнерств одни и те же, это позволяет минимизировать затраты в первую очередь для наших строителей. Надеемся, что до конца года зарегистрируем проектную СРО.
– Сергей Николаевич, что бы вы хотели добавить от себя?
– Позади очень важный этап формирования нашей СРО – 9 ноября этого года мы получили статус саморегулируемой организации. Какой будет СРО, как она будет развиваться, во многом зависит от исполнительной дирекции, от ее советов, непосредственно от строителей. Это нужное и своевременное направление. Я считаю, что переход на саморегулирование – перспективный шаг, который должен изменить качество строительно-монтажных работ и даст возможность внедрения новых технологий, новых материалов и новой техники.
Автор: Марианна Рахман
Источник: "Строительный Еженедельник", № 48 (388) от 23.11.2009