Сегодня, с учетом существующей активности, проявленной со стороны государственных и общественных организаций, можно говорить о том, что существующие проблемы будут в основном решены", - считает эксперт. В то же время наряду с положительным эффектом от реализации идеи замены лицензирования возникнет ряд новых проблем, уверен он. В частности, крупные заказчики, чтобы оградить себя от недобросовестных подрядчиков, закономерно будут стремиться к созданию подконтрольных СРО, пояснил Э.Нагаплов.
При этом потенциальные подрядчики, возможно, будут вынуждены входить в состав сразу нескольких СРО для участия в проектах разных заказчиков, не исключил он. "Это обстоятельство может привести к постепенному переходу к монополистическому распределению рынка работ на объектах энергетики. Вероятность монополизации рынка проектных услуг достаточно высока. Избежать этого явления поможет, на наш взгляд, вмешательство независимого арбитра - государства. Форма такого вмешательства - вопрос будущего", - отметил собеседник агентства. Кроме того, по его словам, в достаточной степени не определены суть и порядок взаимодействия игроков энергетического рынка: с одной стороны, крупных государственных и частных владельцев энергоактивов - заказчиков, и с другой - СРО, как объединений разномасштабных организаций- подрядчиков. "При этом создается парадоксальная ситуация, когда требования к исполнителю формирует сам исполнитель без сколько-нибудь значимого участия заказчика", - подчеркнул он.
В соответствии с принятой идеологией СРО, прием новых членов, установление степени соответствия уровня той или иной организации требованиям регламентов, качества выполненных работ будет нести черты отношений потенциальных конкурентов, и в этой связи сложно избежать предвзятости, добавил Э.Нагаплов. С другой стороны, образование нескольких СРО, регламентирующих деятельность в энергетическом строительстве, неизбежно приведет к различиям в уровне требований к участникам подобных организаций, считает он. "Очевидно, что введение единого подхода к осуществлению проектно- изыскательских работ со стороны как заказчиков, так и проектировщиков, нормирование и регулирование проектной деятельности, отвечающей международным стандартам и современному уровню развития техники и производства, является насущной необходимостью уже сейчас", - заключил эксперт.
Собеседник "Интерфакса" также высказал мнение, что из-за отсутствия особых новых требований при вступлении в СРО все компании, ранее имевшие лицензии, получат допуск к работам до 1 января 2010 года. ОАО "ГлобалЭлектроСервис" является генеральным подрядчиком строительства второй очереди Сочинской ТЭС. ООО "Сумма Капитал" - компания, управляющая бизнесом Зиявудина Магомедова. В состав группы входят ОАО "Якутгазпром", ОАО "Первая горнорудная компания", ООО "Сибирские цветные металлы", " ООО "Сумма Телеком", ОАО "Мостоотряд-99", ОАО "ГлобалЭлектроСервис", ООО "Стройновация". Также "Сумма Капитал" владеет группой компаний в Приморском торговом порту - ООО "Приморский торговый порт", ЗАО "Транс- флот", ООО "Петротранс-Приморск" и ОАО "МТП Приморск".
Как ранее сообщала "Интерфакс-Недвижимость", Госдума на прошлой неделе приняла в третьем, окончательном чтении закон о прекращении с 1 января 2010 года действия ранее выданных лицензий на инженерные изыскания, архитектурно- строительное проектирование и строительство зданий и сооружений, в том числе продленных. Соответствующие изменения вносятся в статью 3.2 закона "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ". Выдача лицензий на данные виды деятельности была прекращена с 1 января 2009 года для стимулирования развития института саморегулирования в этой отрасли. Однако при этом был сохранен механизм продления срока действия ранее выданных лицензий. Как отмечают авторы поправок, именно сохранение возможности продлевать действие лицензий стало сдерживающим фактором в развитии института саморегулирования в области инженерных изысканий, проектирования и строительства.