На эту актуальную, на сегодняшний день тему, мы решили побеседовать с начальником управления государственного строительного надзора Министерства Строительства и ЖКХ, к.т.н. Ахмедом Далгатовичем Магомедовым.
- Ахмед Далгатович, основная задача вашего управления — проверка соответствия выполняемых строительных работ проектной документации и строительному регламенту, чем управление занимается с сентября 2007 года. Что попадает в сферу вашего контроля?
— Согласно ст. 54 Градостроительного кодекса, мы контролируем все строения в республике высотой более трех этажей для жилых зданий и более двух этажей с площадью более полутора тысяч квадратных метров. Таким образом, под наш надзор попадают все многоквартирные дома. Таковы четкие рамки выполнения нами своих должностных полномочий. Хочется также отметить, что из-за поступающих жалоб в адрес управления, на предмет выявления нарушений на строящихся объектах, не попадающих под наш контроль, наши функции не всегда ограничиваются рамками этой статьи.
- Часто поступают жалобы?
Жалобы поступают нередко, как от частных лиц, так и от иных заинтересованных организаций. В этой связи, с п.5 «о соответствии работы с гражданами» ст.54 Градостроительного кодекса мы принимаем меры быстрого реагирования. В основном это жалобы на наличие нарушений в строительстве малоэтажных зданий, нарушение приграничных территорий застройки. По строящимся объектам бюджетного финансирования — школы, садики, спортзалы, больницы. Но получается, что эти двухэтажные и одноэтажные здания не попадают под наш надзор, а 100 метров водопровода, которые к ним подводятся, — попадают. Это опять-таки нестыковки в нашем законодательстве. Мы не можем закрывать глаза на нарушения в строительстве неподнадзорных нам объектов, тем более когда это касается жизни населения. Нельзя сказать, что мы лезем не в свое дело, так как в прошлом году постановлением правительства на Министерство строительства и ЖКХ, следовательно, и на наше управление, был возложен контроль за расходованием средств и качеством работ на объектах бюджетного финансирования. Если мы выявляем на этих малоэтажных объектах какие-либо нарушения, то обращаемся к заказчику или сразу в прокуратуру — другого выхода у нас нет. Думаю, это в корне неправильно, что мы не проверяем частные малоэтажные строения. Я считаю, что, учитывая высокую сейсмичность нашего региона, опасность этих двух-трехэтажных домов намного выше, чем современных девятиэтажек, потому что высотки профессионально строятся лицензированными организациями. То же самое могу сказать о банкетных залах, которых сейчас множество. Если площадь такого зала составляет 1499 квадратных метров, он уже не попадает под наш надзор. Мы выходим с законодательной инициативой на предмет включения этих объектов под надзор нашего Управления, в адрес Народного Собрания и Государственной Думы. Эти вопросы рассматриваются, там есть тонкости, которые надо четко разграничить. Над этим сейчас работают специалисты, надеюсь, поправки в действующий закон будут внесены в кратчайшие сроки.
— Какие нарушения являются наиболее распространенными?
— Чаще всего это нарушения, возникающие из-за недостаточно хорошего знания Градостроительного кодекса. Например, отсутствие извещения о начале строительства, которое по части 2 статьи 9.5 КоАП РФ карается штрафом от 100 до 300 тысяч рублей. Застройщик должен нас извещать о начале строительства. Тогда мы составляем план проверок и прослеживаем весь процесс строительства, начиная с нулевого цикла — закладки фундамента. Уполномоченные муниципальных образований на выдачу разрешений на строительство, должны уведомлять нас о выданных разрешениях. Но, к сожалению, такие уведомления мы получаем очень редко. Очень часто нарушения допускаются из-за элементарной неподготовленности технического персонала — прорабов, рабочих, а также лиц, осуществляющих строительный контроль. Это проблема, и над этим необходимо работать. На сегодняшний день, как инструмент регулирования данной проблемы в Дагестане можно выделить развивающийся и молодой Северо – Кавказский Институт повышения квалификации кадров строительного и жилищного комплекса. Ну а пока, еженедельно, каждый наш специалист проверяет закрепленную за ним территорию. Мы в состоянии вести профилактическую работу на объекте, пока он не будет построен. На мой взгляд, профилактика правонарушений важнее штрафов.
Также, могу отметить, что в соответствии с Градостроительным кодексом контроль может осуществлять та же организация, которая строит. Понятно, что в таком случае лицо, осуществляющее контроль, не слишком дотошно контролирует ход строительных работ.
Права контроля даны предприятиям, имеющим соответствующую лицензию. Получить ее вправе любая подрядная организация. К сожалению, это слабое место нашего законодательства, которое позволяет подрядчику одной рукой строить, другой проверять. В этом отношении мы реально контролируем и выявляем нарушения. В прошедшем году было выявлено 1050 нарушений, из них:
795 на сегодняшний день устранены.
Осталось более 200-х находящихся на контроле.
В целом на учете стоят 815 объектов по республике. За период работы с 2007 года, сформирована мощная система работы профсоюзов, которые владеют и нормативной литературой и строительным процессом в целом. Есть нарушения градостроительного характера при посадке зданий, другими словами наблюдается уплотнение города, но фактов низкого качества строительных работ на самих объектах не обнаружено. Выявлены объекты, которые строились самовольно: в Семендере, Дербенте и Хасавюрте. В отношении этих объектов меры пока не приняты, материалы переданы в прокуратуру.
- Что же вы делаете с такими «самовольниками»? Какова судьба этих домов?
По объектам такого рода будут проводиться исследования, затем, исходя уже из полученных результатов, необходимо будет ввести объект в нормальную правовую среду. А это значит, что на него необходимо получить соответствие законно-техническим условиям, заключение экспертизы и разрешение на строительные работы. Если в данном отношении с домами все будет в порядке, будем искать пути решения проблемы в отношениях с застройщиками, а если нет, будут приняты меры о сносе объекта.
Но прежде, хотелось бы обратиться к гражданам: - «При приобретении объектов недвижимости обращайтесь в управление Горстройнадзора!» Мы проконтролируем правильность оформления договора купли-продажи и дадим квалифицированный отчет по интересующему вас объекту.
- С внедрением в России института саморегулируемых организаций, управляющие и контролирующие функции в области строительства были переданы государством непосредственным участникам профессиональной деятельности – строительным СРО. Сегодня в ведении профильных СРО находятся все виды строительства, капремонта и реконструкции любых объектов капитального строительства. А в соответствии с обновленным законодательством РФ, ни ода фирма, компания, предприятие или индивидуальный предприниматель не имеют права заниматься строительно-ремонтными работами, не будучи членами объединения строителей СРО и не имея соответствующего свидетельства.
Что вы можете сказать о последствиях таких изменений. Как это влияет на потребителей услуг, т.е населения , какие преимущества дает членам партнерства?
- В целом переход на Саморегулирование - положительный момент для всех участников данного сегмента рынка. Если раньше велась система лицензирования объектов, т. е лицензии выдавались Министерством Строительства РФ, на определенный срок, на виды работ в конкретном регионе, то сейчас, выдаются они саморегулируемыми организациями. В Дагестане можно выделить 2 крупные СРО «Гильдия строителей СКФО» и «Содружество строителей РД». Это высокопрофессиональные специалисты, ими налажена система работы, при которой у них имеются необходимые рычаги влияния на членов СРО. Только за 2011 год около 60 предприятий выбыли из членства, ввиду наличия большого количества нарушений на строящихся объектах. СРО несет солидарную ответственность за нарушения своих членов. Так, если заказчик предъявил обоснованные претензии, то за это отвечает СРО, а возмещение идет за счет Компенсационного фонда СРО. В этом отношении СРО не заинтересовано видеть в своих рядах недобросовестных партнеров. Это своего рода фильтр. Конечно, невозможно сразу определить, кто хорош, а кто не очень, но в течение 2-х, 3-х лет я думаю, при наличии необходимой базы можно будет выделить таковых.
- Планируете ли вы совместные проекты?
У нас в планах работать совместными силами. Планируются проверки, планы проверок размещены на сайте. Можно просмотреть какая организация, в какой период включена в план проверок. Координация работы дает хороший толчок в качестве улучшения монтажных работ.
- Ну как? Есть прогресс?
- Хороший я бы даже сказал. Они постарались в какой- то мере восполнить пробел профтехобразования, имевший место в Республике. Необходимо, чтобы руководители организаций, прежде всего, понимали, что членские взносы в разы окупятся высоким качеством работ.
— В заключение беседы хотелось бы затронуть довольно-таки щепетильную тему, как коррупционная составляющая всего процесса строительства и контроля. Какие в механизме контроля есть слабые места, которые создают возможность получения взятки?
— Понимаете, наше управление занимается контролем за качеством выполняемых работ. Вопросы, касающиеся денег, уплаты пошлин, справок и так далее, нас не касаются. Я не думаю, что коррупция тут имеет массовый характер, иначе бы это очень сильно сказалось на себестоимости недвижимости. Есть Градостроительный кодекс, в котором четко расписано, кто, что, в какие сроки, на основании каких документов должен выполнять с момента проектирования до момента сдачи. Если застройщик хорошо знает Градостроительный кодекс и свои права, ему взятки раздавать не придется. Если ему не дают какое-то разрешение, на подключение воды например, то он должен знать, в каком порядке можно это оспорить. Незнание законов — вот почва для коррупции. У нас менталитет такой — хотят сделать все быстро и просто. Сначала начинают строить, а параллельно выясняют, как надо это делать.
Пресс служба Гильдии.