В связи с этим, хотелось бы поделиться некоторыми соображениями. Во-первых, какие задачи должно решить саморегулирование в строительстве? Саморегулирование должно удешевить строительство и сделать его безопасным. Нам просто необходимо преодолеть неуместный при рыночной экономике советский подход к регулированию отрасли. Подход этот заключается, во-первых, в том, что чем больше капиталовложений осваивается предприятием, тем оно весомее и лучше. При этом о качестве работы вспоминают лишь после аварий на объектах. А некоторые организации, освоившие огромные капиталы, на деле являются лишь посредниками. Во-вторых, нужны новые строительные нормы и правила, разработанные с учетом экономической целесообразности и в соответствии с новыми строительными технологиями. Стало насущной задачей на сегодня провести ревизию СНиПов на предмет того, насколько данные нормы соответствуют сегодняшним реалиям. Это случится после появления Национального объединения саморегулируемых организаций в строительстве, который в соответствии с законом будет иметь право разработать новые и совершенствовать старые стандарты и позволит нам ускорить эту работу. Но для этого потребуется и определенное время, а строительство и проектирование строительных объектов не может ждать появления этих новых стандартов и правил.
С другой стороны, саморегулирование — это инструмент, который позволит разделить контрольные функции между государством и профессиональным сообществом. Государство будет устанавливать нормы, а саморегулируемые организации должны будут контролировать соблюдение их членами этих норм и отвечать за их нарушения совокупно и создадут для себя стандарты, по которым они будут достигать необходимого уровня безопасности. В условиях рынка они заложат в них все возможные технологические решения и инновации, которые позволят членам своей организации успешно конкурировать и отвечать на возрастающие требования потребителей. При этом у них будет коллективная ответственность друг за друга: ошибся один — отвечают все компенсационным фондом и страхованием. В этих условиях путь есть только вперед, к упрочению системы саморегулирования и обеспечению профессионализма при выполнении работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Существующие виды работ и требования, которые предъявляются для получения Свидетельства о допуске еще очень далеки от совершенства. Это и понятно. Система саморегулирования в строительстве только создается. Технические регламенты еще будут приниматься и обсуждаться, а в СРО надо вступать уже сегодня. И чем больше процесс вступления затянется, тем выше будут требования к вновь вступающим.
В Российской Федерации на сегодняшний день уже образованы 49 строительных саморегулируемых организаций в сфере строительства, реконструкции и капитального ремонта. В СРО «Гильдия дагестанских строителей» уже 126 компаний. Что интересно, 45% членов – малые предприятия, 40% – средние, 10% – крупных и 5% – крупнейших. Вступительный взнос с каждой компании – 100 тыс. руб., взнос в компенсационный фонд – 300 тыс. руб. Кроме того, платятся ежегодные взносы, размер которых зависит от оборота организаций и количества видов работ – от 50 до 250 тыс. руб. Минимальная страховая сумма при страховании гражданской ответственности компаний – членов СРО – 700 тыс. руб., максимальная – 25 млн (зависит от объема работ за предыдущий год и количества видов работ). Но многих не устраивает такая система взносов в компенсационный фонд, считая и чрезмерно большими. Никто при этом не хочет видеть, что многие побочные расходы, которые делают предприятия в ходе своей деятельности, уже не надо будет делать — саморегулируемая организация часть забот предприятия — члена СРО берет на себя и обеспечит четкое их выполнение, а компенсационный фонд — это гарантийные обязательства каждого из членов в отдельности и саморегулируемой организации в целом.
Не прекращаются и разговоры о том, что саморегулирование в строительстве напрямую бьет по малому бизнесу. Хотя приведенные цифры указывают на иное, тем не менее, есть много разных пересудов. Вот несколько мифов, которые устойчиво распространяются в среде строителей.
Миф первый: за допуском лучше ехать в Москву — из-за дальности расстояния контроля не будет, а если кто и приедет, можно будет договориться. Это не так. Во-первых, желание быть подальше и малодоступным для всяких проверок, потому вступать в любой СРО, но только не в своем регионе, имеет и оборотную сторону — это почти вдвое дороже стоит и чревато двойными проверками. И вот почему. В ноябре будет создано национальное объединение СРО, которое будет вырабатывать единые стандарты и требования не только к выдаче Свидетельств о допуске, но и к стандартам и правилам саморегулируемых организаций. По всей территории Российской Федерации будет одинаковый подход. Отличие составит лишь размеры членских взносов и затраты на организацию повышения квалификации и аттестации специалистов. Вот и получится, к примеру, лишь поездка к месту повышения квалификации будет дороже самих курсов и последующей аттестации, особенно если много видов работ и много специалистов. Не говоря уже об иных организационных мероприятиях в рамках СРО. Во-вторых, в рамках общенационального объединения СРО контрольные функции СРО в отношении к членам, состоящим в саморегулируемых организациях другого региона, могут делегироваться к региональному СРО. Таким образом, получится двойной контроль для тех, кто ее хочет избежать.
Миф второй: малые предприятия не могут попасть в СРО или «не видят» себя в этой системе. Приведенная выше статистика показывает, что большинство членов СРО – именно малые предприятия. Для 58% членам СРО требуется допуск лишь к 5 видам работ и менее, следовательно, они платят меньшие страховые суммы. А если уж и эти суммы кажутся непомерными, то стоит ли таким «малым» предприятиям заниматься работами, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Третий миф связан с мнением, будто СРО является видом бизнеса. На самом деле это деятельность некоммерческих партнерств, которые имеют прозрачную форму отчетности, прописанную в законе. И приписывание национальных, личностных или иных моментов по отношению к конкретному партнерству не имеет под собой почвы — все вопросы решаются на общем собрании, а руководство СРО избирается лишь на два года без права переизбрания на второй срок. Больше всего подобные мифы, на мой взгляд, распространяют те, которые хотят, «замутив воду», срубить деньги. Потому появляются всевозможные предложения по созданию филиалов, отдельных саморегулируемых организаций, объединенных вокруг каких-то тендеров, обещаний подрядов и пр. В конечном счете все эти движения вредны для строительных организаций, которые просто потеряют не только деньги, но и возможности полноценно работать на строительном рынке. Распространение слухов, что то или иное СРО будет давать возможность выиграть тендер, не только не имеет под собой реалии, но и указывает на то, что такое СРО не может и сама существовать. Саморегулируемая организация не имеет права заниматься коммерческой деятельностью, ее задача - создание условий для квалифицированных строителей заниматься профессиональной деятельностью, не допуская в эту сферу людей, не обладающих профессиональными знаниями и достаточным опытом для выполнения работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Поэтому создание саморегулируемых организаций невыгодно тем, кто по знакомству получал подряды, выигрывая зачастую по купленным лицензиям тендеры. И попытки создать филиалы предпринимаются вокруг тех, кто торговал подрядами и выбивал тендеры, потом используя в качестве субподрядчиков профессиональных строителей, получал огромные прибыли.
Многие высказывают также опасения, что строительный рынок, начиная с нового года, просто «встанет», так как множество компаний не успевают вступить в СРО и остаются с лицензиями на руках. Однако и это неверное суждение. К примеру, около 150 строительных организаций в Дагестане к Новому году будут иметь Свидетельства о допуске от «Гильдии дагестанских строителей», 56 организаций от Краснодарской СРО, есть также наши строительные организации в московских СРО, поэтому рынок просто разгрузится от балласта тех, кто занимался посреднической деятельностью. Достаточно 1,5 месяца, чтобы оставшимся компаниям подать заявку на вступление в любую СРО, и она может быть рассмотрена еще до Нового года.
Разумеется, создание саморегулируемых организаций — дело новое. Еще многое придется дорабатывать и в законах, немало усилий придется приложить и в плане создания учебно-материальной базы, введения единых норм и правил организации системы управления, проведения контроля за деятельностью членов партнерства. Но фундаментальные основы уже созданы, саморегулируемая организация уже действует, остается только совершенствовать свою работу применительно к современным требованиям рыночных отношений.
В заключение хотелось бы, чтобы строители поняли, что лишь будучи в одной упряжке сумеем преодолеть конкуренцию непрофессионалов и нечистоплотных организаций, проникающих в строительную отрасль.
Мы надеемся на сотрудничество с Правительством РД и со всеми заказчиками и на помощь от вас в совершенствовании деятельности СРО.
Шахбанов Али Баширович,
генеральный директор НП СРО «ГДС»