Для оценки воздействия на строительную отрасль факта участия в ВТО нужно рассматривать с одной стороны строительные работы, с другой – строительную индустрию.
С точки зрения таможенного тарифного регулирования ситуация в отношении промышленности строительных материалов и изделий существенно не изменится, поскольку действующие импортные таможенные пошлины уже сегодня не превышают предельных уровней, установленных ВТО. Сейчас многие материалы завозятся из-за рубежа, поэтому у российских производителей строительных материаловмогут возникнуть определенные сложности с выживанием в еще более жестких условиях рынка.
И самое главное - возникают риски, связанные с отсутствием барьеров на ввоз недоброкачественной и опасной продукции. Соответствующие требования должны быть установлены в национальных технических регламентах. Однако в Российской Федерации в настоящее время отсутствует технический регламент о безопасности строительных материалов и изделий. Соответствующий проект федерального закона «Технический регламент о безопасности строительных материалов и изделий» был принят Государственной Думой в первом чтении в 2009 году, однако в дальнейшем работа над этим законопроектом была прекращена в связи с переносом принятия технических регламентов на уровень Таможенного союза и ЕврАзЭС.
В настоящее время Минрегионом России при участии Национального объединения строителейразработан проект технического регламентаТаможенного союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий». Указанный документ прошел межведомственные согласования, и 10 апреля 2012 года одобрен Подкомиссией по техническому регулированию Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции. В настоящее время проект технического регламента готовится к рассмотрению Евразийской Экономической Комиссией.
В этом техническом регламенте впервые в российской практике устанавливается система требований к строительным материалам и изделиям, обеспечивающая повышение качества этой продукции и возводящая технический барьер для импорта в Россию низкокачественной и небезопасной продукции из третьих стран. Это должно повысить качество и безопасность конечной продукции строительства - зданий и сооружений.
Пример этой ситуации в очередной раз афиширует зависимость надежного, качественного строительства от соответствующих нормативных документов, без которых невозможно надежно и красиво строить современные здания. Что, в конечном счете, полностью совпадает с задачами института саморегулирования. Именно по этой причине приоритетным направлением работы на ближайшие годы НОСТРОЙ избрал развитие системы технического регулирования в строительстве. Сегодня мы постепенно решаем проблемы обновления отраслевой нормативной базы. К концу года Национальное объединение строителей заканчивает работу по техническому переводу Еврокодов – норм проектирования и разработке к ним национальных приложений.
Вместе с тем актуализируются национальные СНиПы и стандарты. Уже сегодня каждый 6-ой стандарт в строительстве полностью или частично гармонизирован с европейскими. НОСТРОем разработано более 70 стандартов, содержащих требования к правилам ведения работ и контролю за ними, в т.ч. по новым технологиям и материалам.
Как известно – «кадры решают все». И для стройки этот лозунг становится тем более актуальным с постепенно ускоряющимся переходом на новые технологии, ведь какими бы современными они не были, возводят дома люди, и от их умений и знаний будет зависеть возможность применения новых материалов и оборудования. В условиях членства России во Всемирной торговой организации строители обязаны научиться работать в современных реалиях и стандартах. В нашей стране система постоянного повышения квалификации кадров была разрушена, сейчас НОСТРОЙ ее создает заново вместе с системой аттестации специалистов. В прошлом году была введена Единая система аттестации специалистов строительного комплекса (ЕСА), основанная на использовании современных интернет-технологий – это обеспечивает независимую оценку уровня их знаний. На сегодня выдано 50 000 аттестатов. Но это только начало, так как по закону в течение 5 лет предстоит аттестовать более 500 тысяч человек. Причем это касается и иностранных специалистов.
Присоединение к ВТО должно способствовать привлечению отечественных и иностранных инвестиций, без которых построение новой модели российской экономики невозможно. Для этого в России должен быть не просто благоприятный, а экономически привлекательный инвестиционный климат. Тем не менее, пока инвестиционной активности в строительной сфере препятствуют неприемлемо высокие административные барьеры. Национальное объединение строителей в 2011 году провело исследования административных барьеров при строительстве жилья. Исследование показало, что половину бюрократических процедур можно безболезненно сократить - за счет приведения региональных норм в соответствие с федеральными. Указом Президента Правительству поручено до декабря этого года разработать исчерпывающий перечень административных процедур в сфере жилищного строительства. Проект такого Перечня уже подготовлен Национальным объединением строителей и направлен на рассмотрение в Правительство. Перечень получил поддержку ТПП и РСПП.
В законодательном регулировании строительной отрасли в постсоветское время никогда не устанавливались ограничения для выхода на российский рынок работ и услуг иностранным строительным компаниям. В строительной сфере иностранным компаниям предоставляется национальный режим деятельности, такой же, как и для российских организаций. Иностранная строительная организация в предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации случаях, также как и российская организация, должна получить допуск для строительной деятельности в России, став членом соответствующей саморегулируемой организации. Иностранная проектная документация в отношении достаточно крупных объектов должна пройти обязательную экспертизу на соответствие требованиям российских технических регламентов, что фактически означает экспертизу на соответствие российским стандартам и строительным нормам и правилам.
Вступление в ВТО дает возможность российским строительным компаниям участвовать в тендерах за рубежом в большем, чем ранее, числе стран. Федеральный закон № 94-ФЗ о размещении государственных заказов не ограничивает участие иностранных компаний в тендерах на строительные подряды. Правила ВТО предусматривают зеркальность в предоставлении прав на участие в тендерах на закупки (подряды) публичных властей.
НОСТРОЙ