ВИДИМОСТЬ ЗАЩИТЫ
Один из главных аргументов сторонников либерализации строительного рынка: государственные лицензии ничего не гарантировали и ни от чего не защищали. На телефон горячей линии по вопросам качества при московском градостроительном департаменте ежегодно поступает около 1000 звонков с жалобами на качество строительства: расходятся швы между плитами, плохо смонтированы оконные рамы, в стенах образуются трещины.
А обманутые дольщики? Гослицензии действительно не спасли от многочисленных скандалов: вместо новых квартир народ "въезжал" в палатки на городских площадях. В 2005-2006 годах жалобы обманутых дольщиков шли потоком, появилось более 60 тыс. семей, оставшихся и без денег, и без жилья. В ближайшие годы из-за финансового кризиса, в результате которого было заморожено около 90% строек, эксперты прогнозируют новую волну конфликтов.
Готовы ли СРО гарантировать, что теперь всё и всегда будет по-честному и что не будет обваливаться грунт, рушиться кровли и перекрытия?
Собственно говоря, закон, который должен похоронить строительные лицензии, а вместе с ними и государственное регулирование отрасли, был принят еще в декабре 2007 года, однако его введение откладывалось. Нельзя сказать, что было противодействие со стороны строителей, они просто не верили в скорые перемены и потому в СРО объединяться не спешили. А вот кто действительно отнесся к новшеству без энтузиазма, так это чиновники Федерального лицензионного центра, который должен теперь прекратить свое существование. Однако на введении новой системы настояло правительство. Последнюю точку поставил вице-премьер Дмитрий Козак. "Дата 1 января 2010 года — окончательная и бесповоротная. Возврата к лицензиям не будет", — заявил он недавно.
КРУГОВАЯ ПОРУКА
Принцип, заложенный в основу деятельности СРО, — круговая порука. Если вы допускаете в свои ряды мошенников или некомпетентных людей, то за нанесенный ими ущерб сами будете расплачиваться. В соответствии с законодательством минимальное число членов для СРО инженеров-изыскателей и проектировщиков — 50 организаций, для строителей — 100. Взносы состоят из трех частей. Во-первых, это вступительный взнос, размер которого каждая организация устанавливает по собственному усмотрению, сейчас он составляет от 50 до 100 тыс. рублей. Кроме того, есть обязательная ежемесячная плата, она сравнительно невелика — от 5 до 10 тыс. рублей. Вступительные и ежемесячные взносы идут на обеспечение работы СРО — зарплату сотрудников, подготовку документов и так далее (для сравнения: получение строительной лицензии в Федеральном лицензионном центре при Минрегионе с помощью посредника, подготавливавшего все необходимые документы, обходилось примерно в 60 тыс. рублей плюс госпошлина — 1300 рублей). Наконец, главный взнос — на случай возмещения ущерба третьим лицам. Инженеры-изыскатели и проектировщики должны заплатить в компенсационный фонд СРО 150 тыс. рублей, а строители — 300 тыс. рублей. Получается, что компенсационный фонд строительных СРО должен составлять не менее 30 млн рублей. Много это или мало, пока сказать трудно. Ответ на этот вопрос должна дать практика. Кроме того, ответственность перед третьими лицами еще и страхуется — страховой взнос установлен не менее чем в 30 тыс. рублей на каждого участника.
"Целью введения саморегулирования является не какое-то абстрактное наведение порядка в строительном бизнесе, а прежде всего повышение качества строительства", — говорят в Минрегионразвития.
"Лицензии никто особо не проверял, — рассказывает президент финансово-строительной корпорации "Лидер" Владимир Воронин. — Чтобы лицензию получить, можно было на время взять на работу главного инженера и других профильных специалистов, а потом всех уволить". В результате иногда тендеры выигрывали компании, где на самом деле работали лишь директор и секретарша. Понятно, что построить что-либо качественное, а порой и вообще построить что-либо такие компании не могли.
По общему мнению игроков строительной отрасли, введение саморегулирования действительно поможет очистить рынок от компаний-однодневок. Каждый член СРО будет отвечать рублем за ошибки своего коллеги. Ведь согласно закону, если СРО пришлось возместить вред, причиненный ее участником, не только сам виновник, но и все другие члены организации в течение двух месяцев со дня "расплаты" должны возместить потери компенсационного фонда.
"Каждая СРО выдвигает собственные требования к подбору членов и выдаче свидетельств о допуске к работам, поэтому вступление в СРО — трудоемкий процесс для каждой компании, сопряженный со сбором большого количества документации и подготовкой кадрового состава организации", — рассказывает начальник отдела корпоративных отношений ГК "Мортон" (входит в объединение "Мособлпрофпроект") Михаил Матвеев. Другими словами, всех без разбора в "нормальные" СРО принимать не будут.
В то же время здесь таятся определенные опасности. Во-первых, возможность бюрократизации уже на уровне СРО. Во-вторых, захват власти в организациях крупными компаниями и ограничение доступа в них средних и малых фирм и, как следствие, монополизация региональных рынков.
В Федеральном лицензионном центре сейчас от комментариев отказываются, переадресовывая в Минрегионразвития. Но на сайте центра размещен аудиоролик, в котором глава этого органа Алексей Крупкин сожалеет об отмене лицензий: "По крайней мере, при лицензировании был один большой плюс — можно было посмотреть историю организации, на худой конец обратиться в правоохранительные органы, чтобы они посмотрели, как эта фирма платила налоги, однодневка она или нет". На это строители возражают, говоря, что они лучше других разберутся в намерениях и профессиональных возможностях компании. К тому же государство оставляет за собой функцию контроля самих саморегулируемых организаций — Ростехнадзор будет их регистрировать и проверять два раза в год.
www.sro.ru