Также на совещании были рассмотрены вопросы саморегулирования строительной отрасли и внесения поправок в закон «О госзакупках».
В совещании принял участие президент Национального объединения строителей Ефим Басин.
Вступительное слово В.В.Путина:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня мы собрались для того, чтобы обсудить вопросы жилищного строительства и в целом перспективы жилищного рынка. Собрались именно здесь, в Московской области, имея в виду, в том числе, то обстоятельство, что Московская область демонстрирует хорошие показатели по этому направлению работы. Достаточно сказать, что мы ставим перед собой цель к 2020 году строить в стране в среднем 1 кв. м на одного жителя страны, на одного гражданина страны. Московская область уже эту задачу для себя решила: четвёртый год подряд как раз на такие объёмы и выходят, в том числе и в кризисном, 2009 году добивались таких же результатов, даже чуть побольше, чем 1 кв. м на человека. Как видите, есть хорошие примеры по качеству, ведь это считается жильём экономкласса - в целом этот микрорайон, где мы сейчас находимся: здесь и застройка хорошая, и качество людям нравится. Сейчас мы говорили с людьми - это, как вы понимаете, жители этого микрорайона, народ не подготовленный для бесед с большим начальством, они просто говорят то, что думают. И действительно, их и качество устраивает, и наличие социальной инфраструктуры устраивает, и детский сад, и школа, и поликлиника, и спортивный комплекс, который даёт возможность заниматься самыми разными видами спорта. Это хороший пример решения жилищных проблем.
Вместе с тем надо оценивать ситуацию объективно. И мы с вами знаем, что в период экономического кризиса так же, как и во многих других странах, наша строительная отрасль столкнулась с известными проблемами. Прежде всего с кредитованием новых строек и с платежеспособностью спроса.
Как вы знаете, в прошлом году у нас объём ввода жилья несколько сократился - примерно на шесть с небольшим процентов.
Но в целом за счёт масштабной государственной поддержки нам удалось удержать ситуацию. За 2009-2010 годы в жилищные программы, в поддержку ипотеки, строительной индустрии в целом, мы вложили очень приличные деньги - свыше 1 трлн рублей. В результате мы не только серьёзно продвинулись в решении жилищной проблемы граждан, но и сохранили потенциал для восстановления и развития строительной и смежных отраслей.
Рост жилищного строительства отмечен в 37 регионах Российской Федерации. С января по июнь 2010 года введено в строй 21,6 млн кв. м жилья - это практически столько же, сколько за первые, ещё докризисные месяцы 2008 года. Как ожидается, всего в 2010 году будет построено порядка 60 млн кв. м жилья.
Понятно, что такие показатели достигнуты, в том числе, за счёт завершения строек, которые были начаты два и даже три года тому назад. Но это приятная новость: ситуация всё-таки меняется к лучшему, и мы видим, что и количество вновь заложенных объектов постепенно начинает увеличиваться, и формируется задел для ввода жилья в 2011-2012 годах, хотя, конечно, хотелось бы побольше.
Поэтому мы должны будем продолжить точечную поддержку строительной отрасли. И подчеркну: в полном объёме завершим наши программы по обеспечению жильём ветеранов, военнослужащих, военных пенсионеров, других категорий граждан.
Вот здесь, во дворе, сейчас ко мне подошла женщина с ребёнком на руках - жена военнослужащего, с вопросом, будут ли продолжены программы строительства жилья для военнослужащих. Одной из целей нашей сегодняшней встречи является как раз необходимость подтвердить, что, несмотря на взятые государством дополнительные обязательства по возведению домов, приобретению квартир для людей, которые пострадали от пожаров, лишились своего жилья в результате пожаров, мы тем не менее никаких планов по жилищному строительству для всех указанных категорий граждан - ещё раз повторяю: для военнослужащих (имеется в виду постоянное жильё для военнослужащих по программе «Служебное жильё»), по жилью для ветеранов, для других категорий граждан - никаких изменений в наши планы вносить не будем, за исключением уже ранее, до всяких пожаров, объявленных определённых корректив, связанных со служебным жильём. Но это, как мы понимаем, ситуация, которая не является особо острой. Мы обещали, прежде всего, обеспечить постоянным жильём военнослужащих. И эти кардинальные планы сдвигать не будем.
И вот здесь, совсем недалеко от того места, где мы находимся, сейчас мы посмотрели с губернатором: очень хороший микрорайон возводится Министерством обороны почти на миллион квадратных метров жилья - почти на миллион. И повторяю ещё раз: все эти программы будут реализовываться. В будущем году из федерального бюджета направим на все эти цели порядка 250 млрд рублей.
Вместе с тем государство не может постоянно оставаться основным заказчиком и покупателем жилья, иначе мы рискуем получить искажённую, монополизированную структуру рынка, подавить развитие ипотеки, других современных инструментов решения жилищных проблем. Ну а как результат, мы с вами знаем, получим опять рост очередей на жильё и так далее.
В этой связи важно, что сейчас вновь начал формироваться нормальный рыночный спрос. И это то новое приятное обстоятельство, на которое я хотел бы обратить внимание, - начал формироваться нормальный рыночный спрос. За первое полугодие объём выданных ипотечных кредитов превысил 133 млрд рублей - рост почти в 2,5 раза, если сравнить с аналогичным периодом прошлого года.
В целом анализ показывает, что спрос на жильё восстанавливается даже быстрее, чем предложения, и здесь есть риски, которые мы обязаны учитывать. О чём идёт речь? О возможном повторении докризисной ситуации, когда мы столкнулись с бурным ростом цен на жильё, - вот этого мы не должны допустить ни в коем случае. Мы не должны допустить появления разного рода пузырей, перекосов, когда развитие ипотеки и стимулирование спроса шли сами по себе, развивались достаточно быстро, энергично, а объёмы строительства нового жилья, мощности индустрии строительных материалов явно отставали. Поэтому сейчас нам крайне важно продумать грамотную стратегию развития, просчитать ситуацию на несколько шагов вперёд, сформировать эффективную, сбалансированную структуру спроса и предложения, чтобы обеспечить стабильность жилищного рынка, а значит, и реальную доступность жилья для подавляющего большинства граждан страны.
И конечно, мы должны продолжить линию на то, чтобы как можно больше наших граждан за счёт ипотеки, собственных средств, участия в цивилизованном долевом строительстве имели возможность самостоятельно решать свою жилищную проблему. И конечно, это будет возможно при правильно выстроенной политике государства.
Наша задача - в течение четырёх лет добиться, чтобы уже не менее 25% российских семей могли себе позволить вложить в жильё средства материнского капитала, свои накопления, взять дешёвый ипотечный кредит, без риска столкнуться со скачк?ми цен, жилищными пирамидами или недобросовестными застройщиками. Сейчас, напомню, эта цифра составляет 17%. Нужно за четыре года хотя бы увеличить ее до 25.
Соответственно, нам нужен существенный рост объёмов жилищного строительства, причём, повторю, уже в ближайшие годы. Исходя из этого, мы приняли целый ряд решений, направленных на стимулирование новых строек, на снижение конечной стоимости жилья. Прежде всего, имею в виду устранение административных барьеров, о чем мы довольно часто в последнее время говорим, избавление застройщика от разного рода издержек - экономических и бюрократических, упрощение градостроительной документации.
Наша задача - максимально ускорить выделение земельных участков под застройку. Это касается всех категорий земель - и федеральных, и региональных, и муниципальных.
Наконец, ревизии нужно подвергнуть и принципы подготовки проектно-сметной документации, чтобы процесс ценообразования в строительстве был предельно понятным и предельно прозрачным. Хочу подчеркнуть: от поставленного ориентира (как я уже говорил об этом, упоминал, повторю ещё раз) строить не менее 1 кв. м жилья на человека в год мы не отказываемся - к 2016 году нам нужно постараться выйти на 100 млн кв. м жилья, а к 2020 году - на 142 млн кв. м в год.
Сегодня прошу всех выступающих предметно остановиться на том, какие дополнительные шаги нужно предпринять для увеличения объёмов строительства.
И конечно же, мы обязаны предъявлять новые требования к качеству и комфортности жилья, обновлять технические регламенты, СНиПы, учитывать требования закона об энергоэффективности, который вступает в силу с 1 января 2011 года.
Лидером внедрения новых подходов должен стать Фонд развития жилищного строительства. Это касается проектов комплексного освоения территорий, внедрения передовых технологий и материалов, современных стандартов комфортности жилья. Такая работа фондом проводится, надо наращивать масштабы.
Особый акцент мы должны сделать на увеличение доли жилья экономкласса. Уже к 2015 году она должна возрасти до 75% от общего объёма жилищного строительства в стране.
Подчеркну: понятие «экономкласс» вовсе не означает, что такое жильё должно представлять из себя безликие бетонные коробки, некое убогое и второсортное жильё. Экономкласс - это прежде всего доступные по цене квартиры и дома, качественные, отвечающие современным стандартам комфортности, энергоэффективности и экологичности. В том числе это и малоэтажная застройка. Хороший пример того, как это делается, - здесь.
Уважаемые коллеги!
Для достижения наших стратегических планов мы обязаны мобилизовать ресурсы федеральных программ и регионов, увязать возможности институтов развития, включая Внешэкономбанк, Агентство по ипотечному жилищному кредитованию, фондов ЖКХ, РЖС и так далее.
Пользуясь сегодняшней возможностью, поручаю Внешэкономбанку к одному из ближайших наблюдательных советов подготовить рассмотрение вопроса о кредитовании проектов в сфере развития промышленности строительных материалов, а также представить анализ результатов работы банка по стимулированию ипотеки.
Сколько мы всего направили на эти цели? 250 млрд рублей уже вложены в решение этой проблемы - как это работает у нас на практике?
Теперь что касается региональных программ развития жилищного строительства. Очевидно, что их надо актуализировать, в том числе усилить, сделать акцент на увеличение сегмента жилья экономкласса, о котором я уже дважды говорил. Обновлённые программы нужно утвердить до 1 января 2011 года.
Прошу Минрегион оказать субъектам Федерации методологическую помощь в разработке таких документов, координировать и контролировать эту работу.
Мы должны ясно понимать, сколько в каждом регионе потребуется земли под застройку, какие инвестиции надо привлечь на местах в создание инфраструктуры, в модернизацию промышленности строительных материалов и так далее.
Напомню, что развитие жилищного строительства обозначено в качестве одного из критериев оценки эффективности работы региональных органов власти и управления. И ситуацию в каждом конкретном субъекте Федерации мы будем самым внимательным образом отслеживать.
И конечно, мы должны подумать над тем, как за счёт федеральных грантов или других финансовых инструментов поддержать инициативу регионов, простимулировать те субъекты Федерации, которые добиваются лучшей динамики в качественном развитии жилищного строительства.
Просил бы Минрегион и Минфин определиться по достаточным объёмам финансовой поддержки региональных программ и принципам её распределения.
Естественно, такие механизмы поддержки регионов должны быть отражены в Федеральной целевой программе «Жилище», которую мы рассмотрим в сентябре на заседании Правительства Российской Федерации.
НОСТРОЙ