В законопроекте сказано, что "к опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование, относятся жилые дома, административные учреждения и иные объекты, связанные с обеспечением жизнедеятельности граждан, оснащенные лифтами и эскалаторами". В то же время, под такие объекты подпадают медицинские и образовательные учреждения, принадлежащие субъектам РФ, и в целом - большинство недвижимости, находящейся в собственности РФ. Финансирование этих учреждений осуществляется из соответствующих бюджетов.
"Таким образом, законопроект носит затратный характер, однако соответствующие расчеты и обоснования в представленных материалах отсутствуют, в связи с чем не представляется возможным оценить последствия принятия законопроекта для бюджета и внебюджетных фондов", - говорится в заключении правительства.
Также, по мнению авторов отзыва, "требуют уточнения положения, предусматривающие возможность заключения договора обязательного страхования опасных объектов, эксплуатируемых одним владельцем и расположенных на одной территории".
Кроме этого, ряд норм законопроекта необходимо привести в соответствие с Градостроительным кодексом РФ.
В отзыве правительства указывается, что законопроект при заключении договора обязательного страхования и в течение срока его действия дает страховщику право проводить экспертизу опасного объекта для оценки вреда, который может быть причинен в результате аварии на этом объекте, а также определения максимально возможного количества потерпевших и (или) уровня безопасности объекта. Вместе с тем, порядок проведения такой экспертизы в документе не определен.
Помимо этого, отдельная глава законопроекта предусматривает осуществление профобъединением страховщиков компенсационных выплат в счет возмещения вреда потерпевшим. При этом не установлен правовой статус указанных выплат и не определено, кто формирует резерв компенсационных выплат: в целом профобъединение страховщиков или каждый страховщик самостоятельно.
В отзыве также отмечается, что "коррупциогенные факторы в представленном законопроекте не выявлены".
"С учетом необходимости проведения страховым сообществом подготовительных работ, необходимых для реализации законопроекта, а также разработки и принятия нормативно-правовых актов правительства РФ, срок вступления в силу законопроекта следует перенести на 1 июля 2011 года (в проекте: 1 января 2011 года - ред.)", - говорится в заключении правительства.
Законопроект об ОПО направлен на совершенствование механизма возмещения вреда жизни, здоровью и имуществу физических лиц и имуществу юридических лиц в результате аварии на опасном объекте. Законопроект был рассмотрен Госдумой в декабре 2005 года в первом чтении и дальше не прошел из-за неоднозначного восприятия со стороны участников рынка, в частности - РСПП. Актуальность законопроекта стала очевидна после трагических событий на СШГЭС и шахте "Распадская". Предполагается, что депутаты рассмотрят законопроект во втором чтении уже в эту сессию.
по материалам риа новости