Участие в работе конференции приняли первый заместитель министра образования и науки РД Магомед Абидов, врио ректора ДГТУ Назим Баламирзоев, генеральный директор Ассоциации СРО "Гильдии строителей СКФО" Запир Акаев, а также руководители предприятий и общеобразовательных учреждений.
В рамках пленарного заседания конференции прошло обсуждение вопросов социально-экономических аспектов развития в республике государственно-частного партнерства в сфере образования, имеющихся проблем и перспектив. Затронули участники и тему эффективного взаимодействия учебных заведений региона с производством, а также с благотворительными фондами в сфере образования.
Поприветствовав гостей, врио ректора ДГТУ Назим Баламирзоев отметил, что в рамках объявленного Года образования в вузе запланировано проведение ряда мероприятий с привлечением руководителей предприятий и представителей органов власти Дагестана. «Система развития государственно-частного партнерства в сфере образования используется в ряде зарубежных стран и уже доказала свою эффективность. Есть много примеров использования такого партнерства и в нашей стране, в том числе и в Дагестане», – сообщил Баламирзоев.
Продолжая тему, Магомед Абидов дополнил: государственно-частное партнерство в сфере образования является достаточно эффективным способом, однако на данном этапе оно не достигло должного уровня развития.
Кандидат экономических наук Сакина Айдаева рассказала о социально-экономических аспектах развития государственно-частного партнерства в системе высшего образования. По ее словам, основной задачей государственной политики в сфере образования в современных условиях является модернизация и повышение качества подготовки специалистов. Важность вопроса, по мнению специалиста, обусловлена риском утраты российским образованием своих преимуществ и направленности на инновационное развитие системы образования.
«Современная геополитическая обстановка и беспрецедентное санкционное давление, оказываемое на российскую экономику, ставят перед национальной системой образования новые стратегические задачи. Образовательные учреждения, находящиеся в конкурентной борьбе за студентов и финансирование, как никогда остро нуждаются в развитии инфраструктуры, внедрении передовых практик подготовки специалистов, интеграции с реальным сектором экономики», – отметила Айдаева.
По ее мнению, основные цели и задачи инфраструктурного развития в сфере науки и высшего образования предполагают необходимость активизации кооперации научно-образовательных центров с компаниями реального сектора экономики, привлечения значительных инвестиций бизнеса в научную и образовательную инфраструктуру страны. С учетом потребностей бизнеса и глобальной конкуренции за интеллектуальные и технологические ресурсы, высшая школа и наука должны стать более прикладными, считает экономист.
«В свою очередь развитие современного профессионального образования должно строиться на основе эффективного партнерства государства и бизнеса. Плюсами такого сотрудничества являются новые стандарты обучения и дополнительная финансовая поддержка, с одной стороны, и знания, максимально приближенные к запросам бизнеса, – с другой», – дополнила Айдаева.
При развитии такого партнерства государство получит успешный конкурентный рынок образовательных услуг, бизнес сможет влиять на качество подготовки специалистов, а учебные заведения – привлекать дополнительное финансирование и реализовывать инновационные образовательные программы.
Одним из преимуществ реализации совместных проектов государства и бизнеса в системе высшего образования является рост экономической и социальной эффективности при одновременном снижении бюджетных расходов, что обусловлено более высокой отдачей от использования капитала в частном секторе, значительной гибкостью управления и качественным финансовым планированием.
Как подчеркивает Айдаева, актуальность и необходимость реализации проектов государственно-частного партнерства заключается, прежде всего, в повышении эффективности имеющегося инфраструктурного и образовательного потенциала и достижении конкретных целей и задач. «Проекты, генерируемые и реализуемые вузами совместно с бизнесом в рамках государственно-частного партнерства, обеспечивают новые рабочие места, но и требуют иного уровня профессиональной компетентности от выпускников и преподавателей вуза. Соответственно перед вузами возникают задачи обеспечения высокого качества подготовки выпускников», – резюмировала эксперт.
Стоит отметить, что такое сотрудничество приводит к весьма ощутимому синергетическому эффекту, который достигается в результате снижения государственных издержек и различных рисков, устранения возможных противоречий с работодателем, обоснованного разделения ответственности и ресурсов, убеждены специалисты.
Генеральный директор СРО «Ассоциация Гильдии строителей» СК Запир Акаев отметил, что приоритетной задачей является совершенствование системы высшего и среднего профессионального образования в целях обеспечения гибкого реагирования на социально-экономические изменения и гармонизации результатов обучения с требованиями в сфере труда.
«Интеграция образования, науки и производства – это совместное использование потенциала образовательных, научных и производственных организаций во взаимных интересах. В первую очередь, в областях подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, а также проведения совместных научных исследований, внедрения научных разработок. Данные интеграционные процессы охватывают широкий спектр различных направлений деятельности и проявляются в самых разнообразных формах. Как пример – это создание инженерных центров, бизнес-инкубаторов, технопарков и технополисов», – подчеркнул Акаев.
По его мнению, к вопросу интеграции образования, науки и производства требуется комплексный стратегический подход, в реализации которого можно выделить три главных направления. Следует наладить эффективное взаимодействие образовательных организаций с потенциальными работодателями и рынком труда в целом. Необходимы действенные меры со стороны государства по созданию и поддержке бизнес-инкубаторов, технопарков, технополисов и других интегрированных научно-образовательных структур. Взаимодействие образования и производства принципиально невозможно обеспечить без доступа обучаемых студентов к современным технологиям и оборудованию.
«В настоящее время основной и сложно разрешимой проблемой образования является обеспечение совместимости компетенций выпускников требованиям работодателей в условиях динамично развивающегося рынка», – дополнил Акаев.
Эксперт также отметил, что строительное сообщество уже не первый год требует пересмотра системы подготовки инженерных кадров для нужд строительной отрасли. Результаты проведенных опросов среди членов Ассоциации выявили их неудовлетворенность качеством подготовки выпускников. В то же время отсутствие гарантированных заказов на строительство со стороны государства и инвесторов не позволяет работодателям содержать в штате организации квалифицированных рабочих и специалистов в достаточном количестве. Как следствие – работодатели не заинтересованы в формировании заказов на подготовку нужных им специалистов на перспективу, прибегают к услугам неквалифицированных мигрантов, а молодежь республики остается нетрудоустроенной.
Запир Акаев считает, что детальной проработки требует и вопрос о конкретных формах партнерства бизнеса и образования, позволяющих работодателю реально влиять на качество подготовки специалистов, организацию учебного процесса и производственной практики, оказывать образовательным учреждениям финансовую и материальную помощь в целях создания необходимых условий для решения совместных задач по обеспечению производства высококвалифицированными кадрами.
«Учитывая возрастающую инвестиционную составляющую в экономике нашей республики и трудоизбыточность региона, нужно создавать организационно-правовые и экономические механизмы развития системы подготовки высококвалифицированных кадров с целью их трудоустройства на создаваемых рабочих местах.
Государственно-частное партнерство в сфере образования представляет особую форму сотрудничества между государством и бизнесом, построенную на объединении имеющихся в их распоряжении, прежде всего, интеллектуальных ресурсов и использовании взаимных преимуществ. Оно предусматривает привлечение финансовых средств, как правило, со стороны частного партнера, и использование ресурсов, находящихся в распоряжении или собственности государства: зданий, сооружений, оборудования, неимущественных прав», – добавил гендиректор Ассоциации Гильдии строителей.
Подводя итоги конференции, Назим Баламирзоев отметил, что все предложения участников будут сгенерированы и доведены до руководства Правительства Дагестана и регионального Минобрнауки.
«Чтобы обучить качественных специалистов, необходима совместная работа с будущими работодателями. Предприятия и заводы республики должны предоставлять в учебные заведения актуальные сведения о необходимых им специалистах, создавать профильные классы и участвовать в их обучении. Мы не в состоянии обеспечивать вуз всей необходимой материально-технической базой, приобретать дорогостоящее оборудование. В этом и заключается суть государственно-частного партнерства в сфере образования. Нам сообщают о необходимых специалистах, частично помогают в плане пополнения материально-технической базы, а мы готовим квалифицированных специалистов – так нужно ставить вопрос. Иначе без совместной работы мы не сможем достичь качественных результатов», – отметил врио ректора ДГТУ.
Источник: Пресс-служба ДГТУ