Во-первых, следует наладить эффективное взаимодействие образовательных организаций с потенциальными работодателями и рынком труда в целом. Этому, по словам Акаева, способствует вовлечение специалистов-производственников в учебный процесс, участие предприятий в разработке учебных программ и пособий, организация производственной практики и трудоустройство выпускников вузов и ссузов, финансирование предприятиями целевой подготовки студентов и переподготовка кадров, совместные исследования и внедрение разработок в производственный процесс, а также проведение совместных исследований рынка труда, направленных на выявление тенденции его развития.
Во-вторых, необходимы действенные меры со стороны государства по созданию и поддержке бизнес-инкубаторов, технопарков, технополисов и других интегрированных научно-образовательных структур.
В-третьих, необходимо развивать взаимодействие высшей школы с производственной сферой на принципах равноправного партнерства.
«В условиях рыночной экономики это может рассматриваться как бизнес-проект, в котором консолидируются ресурсы нескольких хозяйствующих субъектов для осуществления той или иной деятельности. Как показывает практика, подобный подход оказывается взаимовыгодным, так как, помимо прочего, происходит обмен знаниями, идеями и опытом, ведущий к их накоплению и упрочению», – считает Акаев.
Он подчеркнул, что взаимодействие образования и производства принципиально невозможно обеспечить без доступа студентов к современным технологиям и оборудованию.
«На заседании Совета при Президенте по науке и образованию в 2014 году Владимир Путин отмечал, что качество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства, основой его технологической и экономической независимости, указав на необходимость изменить саму структуру образовательного процесса в технических вузах, больший акцент делать на практические занятия. На совместном заседании президиума Госсовета и Совета по науке и образованию в феврале этого года Владимир Путин поручил обеспечить единую координацию, четкое распределение ответственности между министерствами и ведомствами, научными центрами, государственными вузами и частными компаниями, а также наладить работу от научного исследования до получения конкретного продукта и масштабирования его производства.
Поскольку учебные учреждения находятся в ведомстве государства, а бизнес – в частном секторе, то их взаимодействие не может быть организовано на основе директивных принципов и должно строиться на основе партнерства. Государственно-частное партнерство – это не только использование материальных ресурсов бизнеса, но в большей степени ее интеллектуальных ресурсов. Бизнес имеет более ясные представления о компетенциях, которыми должны обладать конкретные специалисты и которые должны содержаться в образовательных программах. Поэтому для постоянного совершенствования образовательных программ и программ научных исследований крайне необходимо взаимодействие бизнеса с образовательными организациями. Перечень необходимых для выпускника профессиональных компетенций должен диктоваться потенциальными заказчиками, готовыми их трудоустроить в последующем», – заявил докладчик.
Кроме того, отметил Акаев, требует детальной проработки вопрос о конкретных формах партнерства бизнеса и образования, позволяющих работодателю реально влиять на качество подготовки специалистов, организацию учебного процесса и производственной практики, оказывать материальную помощь для решения совместных задач по обеспечению производства высококвалифицированными кадрами.
Среди проблем, осложняющих взаимодействие научных образовательных организаций и работодателей, названа слабая регламентирующая нормативно-правовая база.
«В строительной отрасли России более 95% компаний – частные, а в Дагестане – все 100%. Трудно мотивировать руководителей строительных организаций на социальное партнерство с образовательными организациями при отсутствии гарантированных объемов строительно-монтажных работ даже на краткосрочную перспективу. Как бы банально это ни прозвучало, у строителя нет уверенности в завтрашнем дне. В таких условиях ведение системной кадровой работы и размещение заказов на научные разработки в сфере строительных технологий и производства строительных материалов, изделий и конструкций, а также их внедрение в производство для предприятий весьма затратны.
Необходимо разработать механизмы по налоговому стимулированию работодателей в таких проектах, а также по совершенствованию режима налогообложения организаций в части их затрат при оказании материальной поддержки образовательным организациям.
Другим действенным решением, на наш взгляд, было бы представление социально ориентированным строительным компаниям, участвующим в образовательных мероприятиях на постоянной основе (практика, стажировка, наставничество, студенческие отряды, трудоустройство), определенных преференции при заключении договоров подряда или субподряда на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объектов строительства на территории Дагестана», – сказал Акаев.
Представитель СРО также затронул вопрос обеспечения строек доступными аналогами импортных материалов в условиях экономических санкций в отношении России со стороны США и ЕС. Он отметил, что у Дагестана есть достаточный потенциал для развития своего производства строительных ресурсов и средств малой механизации. Возрождение этих производств позволит создать рабочие места, увеличить поступление налогов в бюджет республики и уменьшить стоимость строительства объектов, в том числе для нужд социальной сферы.