Участие в слушаниях приняли первый заместитель председателя Правительства Дагестана Гаджимагомед Гусейнов, депутаты Народного Собрания РД, члены Правительства РД, Счетной палаты Дагестана, представители федеральных органов исполнительной власти, а также главы муниципальных образований, члены экспертного совета Комитета НС РД по бюджету, финансам и налогам, а также Президент Ассоциации СРО "Гильдия строителей СКФО" Али Шахбанов, представители общественности, СМИ.
Предваряя обсуждение, Сайгидахмед Ахмедов напомнил, что, благодаря Главе Дагестана Владимиру Васильеву, в прошлом году республика получила из федерального центра дополнительно около 6 млрд. рублей на строительство социальных объектов, и свыше 5 млрд. рублей было дополнительно собрано в виде налогов. Вместе с тем, подчеркнул первый вице-спикер, республиканский бюджет был не исполнен на 10,2 млрд. рублей, что не может не вызывать беспокойства.
Сайгидахмед Ахмедов также подчеркнул, что обсуждаемый вопрос крайне важен, так как исходя из этого разговора будут подготовлены рекомендации Правительству Дагестана для предоставления их Главе Дагестана.
С докладами выступили Гаджимагомед Гусейнов, заместитель председателя Счетной Палаты Дагестана Темирлан Расулов и председатель Комитета НС по бюджету, финансам и налогам Сейфулах Исаков.
Далее с докладом: «Актуальные вопросы и проблемы строительного комплекса, возникающие в ходе исполнения республиканского бюджета», выступил Али Шахбанов.
Характеризуя состояние строительного комплекса Республики, он отметил: «Ассоциация СРО «Гильдия строителей СКФО» объединяет более 500 строительных организаций и находится в постоянном и непосредственном контакте с ними. Поэтому мы хорошо знаем настроение в строительном сообществе, знаем проблемы и чаяния строителей. Это давало и даёт нам право от имени строительного сообщества неоднократно заявлять, что строители Дагестана приветствуют курс Главы Республики Дагестан Васильева В.А. на укрепление законности, в том числе и в строительной отрасли, поскольку это приводит к формированию справедливых и цивилизованных правил на рынке строительных услуг, что, в конечном счете, отвечает интересам добросовестных и законопослушных строительных организаций. Мы уверены в том, что власть заинтересована в получении объективной и достоверной информации обо всех аспектах и проявлениях проблем строительной отрасли ".
Далее Али Шахбанов акцентировал внимание участников Слушаний на проблемах, с которыми сталкиваются строители при выполнении государственных заказов.
«В настоящее время строительный комплекс Республики переживает тяжелые времена. Немалое число строительных компаний предпочли перерегистрироваться и стать на налоговый учет в других регионах, многие просто перенесли свою деятельность в другие регионы. Длительные простои наших строительных компаний, вызванные неравномерным финансированием объектов и неравномерной закупкой строительных работ в республике, вынуждают рабочих строительных профессий уезжать в поисках работы в другие регионы.
Сегодня, по нашим данным, члены нашей Ассоциации имею контракты на выполнение строительных работ на сумму более 35 млрд. рублей, из которых более 70% работ выполняется по государственным заказам в других субъектах РФ. Мы гордимся тем, что наши дагестанские компании экспортируют свои услуги за пределы республики, что они конкурентоспособны. Но, с другой стороны, эти данные свидетельствуют о том, что нашим строителям комфортнее выполнять работы за пределами родной республики.
Из-за неудовлетворительного планирования и проведения закупочной деятельности все 3 квартала 2019 г. почти весь строительный комплекс (подрядчики, производители строительных материалов) простаивал и нес убытки, находился под прессом налоговых органов, кредиторов и т.д.
По результатам анализа, проведенного нами (по состоянию на 08 сентября 2019 г.), республиканские заказчики при инвестиционной программе в 18,59 млрд. рублей, провели торги и заключили контракты на сумму 8,99 млрд. рублей. То есть на середину сентября не законтрактовано около 10 млрд. рублей, то есть более 50% инвестиционной программы. В том числе, Дирекция единого заказчика при инвестиционной программе на 2019 г. в сумме 15,4 млрд. рублей заключило контрактов на сумму 1,64 млрд. рублей, произвела оплату выполненных работ на сумму 0,22 млрд. рублей, то есть на 1,8 % от инвестпрограммы. До конца года осталось 3,5 месяца и это не самые благоприятные для строительства месяцы.
Ни одна строительная компания не может прогнозировать свою деятельность даже на ближайшую перспективу – 1-2 года. На многие переходящие из года в год строительные объекты, финансируемые из бюджета, ежегодно объявляются и проводятся торги в пределах лимитов финансирования текущего года вместо того, чтобы провести торги на весь объект, заключить генеральный контракт и к нему ежегодно заключать дополнительные соглашения в пределах годового лимита финансирования.
Необходимо совершенствовать планирование закупочной деятельности с тем, чтобы обеспечить равномерное по году проведение закупок и загрузку производственных мощностей производителей строительно-монтажных работ – отметил Али Шахбанов.
В докладе также были отражены проблемы ценообразования в строительстве, производства строительных материалов, изделий и конструкций, взаимоотношений саморегулируемых организаций (СРО) с органами государственной власти, муниципальными образованиями и государственными заказчиками, вопросы организации архстройнадзора и строительного контроля, формирования квалифицированного кадрового потенциала отрасли и ряд других.
Али Шахбанов также подчеркнул сложности переходного периода от долевого строительства на проектное финансирование жилищного строительства. «С 1 июля 2019 года российские застройщики обязаны по вновь начинаемым объектам работать по проектному финансированию, которое предполагает, что средства граждан будут аккумулироваться на эскроу-счетах в банке, а строительство жилья должно будет осуществляться за счет собственных средств застройщика и привлеченных банковских кредитов. При этом к застройщикам предъявляются требования по опыту предшествующих работ, по наличию собственных оборотных средств и т.д.
Поэтому многие застройщики, скорее всего, будут испытывать проблемы при переходе на новую модель банковского финансирования с использованием эскроу-счетов. А это не только банкротство фирм, безработица среди строителей, но уничтожение производственных мощностей, что не позволит сохранить в стране даже сегодняшние темпы строительства.
Очевидно, что в нашей республике последствия будут еще более плачевные. По нашим прогнозам, в республике могут не оказаться ни одного застройщика, соответствующего требованиям закона. А это означает что по мере завершения перехода на проектное финансирование строительства жилья, экономика Дагестана рискует потерять целый сектор – жилищное строительство: будут банкротства строительных компаний, сужение рабочих мест, уменьшение ВРП, рост стоимости 1 м2 жилья и т.д. На рынок жилищного строительства в Дагестан, вероятно, придут застройщики из других регионов со своими представлениями о стоимости 1 м2 жилья и рентабельности предприятия» – отметил Али Шахбанов.
По завершению Слушаний Министерствам рекомендовано «принять действенные меры по обеспечению полного освоения средств республиканского бюджета, а также по повышению ответственности главных распорядителей средств республиканского бюджета за своевременное и эффективное использование указанных средств». Также было принято решение – «Актуальные вопросы и проблемы строительного комплекса, возникающие в ходе исполнения республиканского бюджета» рассмотреть на отдельном совещании, либо «круглом столе» с участием экспертного сообщества.