Создание единого реестра образовательных учреждений, ответственных за реализацию типовых учебных программ по видам работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, а также за профессиональную аттестацию работников СРО.
Создание единой системы тестирования по результатам обучения специалистов-членов СРО.
Одним из основных требований, предъявляемых в рамках института саморегулирования при допуске к работам, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, определены требования квалификационные. К таковым отнесены требования по профильному профессиональному образованию, повышению квалификации, стажу работы.
Федеральным законодательством в качестве одной из функций саморегулируемой организации определена организация профессионального обучения.
Реализуя делегированные законом и Уставом полномочия, Национальное объединение строителей России (НОСТРОЙ) подготовило и на прошедшем заседании Комитета по профессиональному образованию утвердило «Типовые учебные программы повышения квалификации сопровождения саморегулирования в сфере строительства и допуска к видам работ, влияющим на безопасность объектов капитального строительства».
Программы разработаны по модульному принципу и имеют общие модули, необходимые для изучения всеми специалистами, и специализированные модули по видам строительно-монтажных и специальных работ. Такой подход позволяет объединить систему повышения квалификации (общие модули) и систему «преддопускного обучения» (специализированные модули), а также унифицировать программы обучения по их названию – «Обеспечение безопасности строительства и качества выполнения СМР (по видам работ) и специальных работ.
Созданная система типовых учебных программ адаптивна к изменениям Перечня видов работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства. Предстоящий с 1 июля 2010 года переход от Перечня, определенного приказом Минрегиона № 274, к Перечню, определяемому приказом Минрегиона № 624, потребует такой адаптивности.
Разработанная система типовых учебных программ ляжет в основу формирования правил взаимоотношений СРО и учебных заведений. Важнейшим принципом, заложенным в разработанный документ, является открытость предлагаемых процедур, универсальность требований, как к процессу обучения, так и к самим образовательным учреждениям, реализующим профессиональное обучение.
На заседании Комитета обсуждались также вопросы создания единого реестра образовательных учреждений, ответственных за реализацию типовых учебных программ по видам работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, а также создание единой системы тестирования по результатам обучения специалистов-членов СРО.
На заседании было отмечено, что одной из важнейших задач, стоящей перед профессиональным сообществом, является подготовка кадров для строительной отрасли. Необходимо создавать и совершенствовать программы подготовки специалистов рабочих специальностей.
Какие формы обучения, какие именно программы, какие формы аттестации и для каких категорий специалистов могут обеспечить необходимый уровень квалификации сотрудников в привязке к конкретным видам работ, которые должна осуществлять строительная организация? Кто имеет право проводить обучение? Какие документы должны подтверждать соответствие образовательных курсов современным требованиям подготовки кадров? Какие временные рамки процесса допуска к работам, влияющим на безопасность строительства и пропускной способности учебных заведений при осуществлении образовательного процесса по повышению квалификации? Вот лишь краткий перечень проблем, которые обсуждались в рамках повестки дня заседания Комитета.
Это далеко не весь перечень задач, который предстоит решать созданному при Национальном объединении саморегулируемых организаций строительства Комитету по профессиональному образованию. Охарактеризованы лишь первоочередные из них, вошедшие в план работы Комитета на 2010 год.
Член Комитета по профессиональному образованию НОСТРОЙ
Директор УМЦ «Строй-Альянс» З.Х.Акаев