Организаторы Круглого стола:
- СРО Ассоциация "Гильдия строителей СКФО";
- УДПО "Северо-Кавказский институт повышения квалификации кадров строительного и жилищного комплекса".
Модератор круглого стола:
Ведущая программы "Жилой мир" РГВК "Дагестан" Гульнара Гуруева.
Вопросы, рассматриваемые в ходе обсуждения:
1. Состояние и перспективы развития строительного комплекса РД;
2. Вопросы реформирования системы саморегулирования в строительстве в рамках Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации";
3. Контроль СРО за деятельностью членов и применение мер воздействия;
4. Новые требования к кадровому обеспечению СРО в строительстве;
5. Основные новеллы принятых поправок в федеральный закон о долевом строительстве многоквартирного жилья с привлечением средств граждан и закон о комплексном развитии промышленных зон, принятых законопроектов, направленных на реформирование системы сметного нормирования и ценообразования в строительстве, на создание условий для многократного использования проектной документации государственными и муниципальными заказчиками и других нормативно-правовых актов в области строительства.
В дискуссии приняли участие:
1. Президент СРО Ассоциации "Гильдия строителей СКФО" Али Шахбанова.
2. Вице-президент Ассоциации, эксперт Агентства стратегических инициатив Гаджи Гаджиев;
3. Технический директор Ассоциации Алигаджи Мудаев;
4. Ректор Северо-Кавказского института повышения квалификации кадров строительного и жилищного комплекса" Запир Акаев;
5. Генеральный директор МП "Сагринский СМУ" Мухидин Амирханов.
Открывая заседание, Али Шахбанов провел анализ состояния строительного комплекса Республики и системы саморегулирования в строительстве.
В ходе дискуссии участники обсудили основные новеллы Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятых поправок в 214-й федеральный закон о долевом строительстве многоквартирного жилья с привлечением средств граждан, закон о комплексном развитии промышленных зон, принятых законопроектов, направленных на реформирование системы сметного нормирования и ценообразования в строительстве, на создание условий для многократного использования проектной документации государственными и муниципальными заказчиками и других нормативно-правовых актов в области строительства.
Круглый стол прошел в виде конструктивной дискуссии.
Ниже мы публикуем выступление Президента Ассоциации "Гильдия строителей СКФО" Али Шахбанова.
Вопрос к Президенту саморегулируемой организации, Ассоциации "Гильдия строителей Северо-Кавказского федерального округа", члену Совета по профессиональным квалификациям в строительстве Национального объединения строителей Али Башировичу Шахбанову.
Али Баширович, уже прошло семь лет, как состоялся переход строительной отрасли от лицензирования к системе саморегулирования. Вместе с тем, строительное сообщество сегодня переживает непростые времена. Значительное количество появляющихся в последнее время законов, нормативных правовых актов и концепций, различны в подходах к изменению системы саморегулирования.
Что ожидает строительную отрасль России: реформирование или потрясение?
Объём накопившихся проблем в строительной отрасли настолько велик, что потребовалось вмешательство первого лица государства. Президент России Владимир Путин провел 17 мая 2016 года заседание Государственного совета Российской Федерации с повесткой дня «О развитии строительного комплекса и совершенствовании градостроительной деятельности в Российской Федерации», по итогам которого утвердил перечень из 25-ти поручений Государственного совета, направленных на развитие строительной отрасли и совершенствование системы саморегулирования в строительстве.
В начале июля Президент подписал ряд законов, разработанных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, направленных на совершенствование законодательства в строительной сфере.
Приняты поправки в 214-й федеральный закон о долевом строительстве многоквартирного жилья с привлечением средств граждан. Они вступят в силу с 1 января 2017 года. Поправки предусматривают обеспечение информационной открытости застройщиков, вводят к ним дополнительные требования и повышают контроль за целевым использованием средств, а также расширяют полномочия государственных контролирующих органов.
В частности, закон устанавливает требования к уставному капиталу компании в зависимости от площади возводимого ею жилья, заметно расширяет перечь информации, которую застройщик должен раскрывать в проектной декларации и на своем официальном сайте, и вводит понятие целевого использования средств граждан. Также закон вводит новый механизм, обеспечивающий права граждан-соинвесторов – компенсационный фонд долевого строительства, который будет обеспечивать завершение строительства многоквартирных домов в случае неисполнения застройщиком своих обязательств.
Закон предполагает создание фонда, средства которого формируются за счёт обязательных отчислений (взносов) застройщиков, привлекающих денежные средства дольщиков, которые составят не более 1,0% от планируемой стоимости строительства многоквартирного дома или иного объекта недвижимости. Эти взносы не будут дублироваться обязательным страхованием.
Подписан Президентом России и долгожданный закон о комплексном развитии промышленных зон. Документ дает четкое определение самой промышленной зоны, и устанавливает условия, при наличии которых в отношении таких территорий может быть принято решение о комплексном развитии. Важно, что закон предлагает механизмы вовлечения всех собственников земельных участков и объектов недвижимости, расположенных в границах промышленной зоны, в процесс комплексного развития. Муниципальные образования до 1 января 2017 года должны привести в соответствие с этим документом правила землепользования и застройки. Это позволит, по оценкам экспертов, вовлечь в экономический оборот до 20 – 25 процентов территорий городов и разместить на них новое жилье, объекты социальной и транспортной инфраструктуры. В частности, вовлечь в процесс комплексной реорганизации неэффективно используемые промышленные территории в крупных городах.
Также окончательно принят закон, направленный на создание условий для многократного использования проектной документации государственными и муниципальными заказчиками, что позволит субъектам РФ при проектировании беспрепятственно использовать уже апробированные и зарекомендовавшие себя проектные решения. В соответствии с новым законом заказчик имеет право на многократное использование проектной документации, оплаченной за счёт бюджетных средств любых уровней бюджета и разработанной на основе произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства, без согласия автора такого произведения. При этом многократное использование проекта не лишает архитекторов авторских прав на их произведения. Право заказчика на многократное применение проектной документации позволяет существенно сократить сроки и оптимизировать затраты на строительство, исключается необходимость многократных обращений к проектировщикам с целью получения права использования проекта повторно. До принятия законопроекта, несмотря на то, что проектная документация разрабатывалась на средства региона или муниципалитета, проектировщик имел право потребовать дополнительную плату за повторное использование данного проекта.
Принят и разработанный Минстроем России законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Документ предусматривает установление понятия экономически эффективной проектной документации повторного использования, формирование и обновление единого реестра выданных заключений экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Также принят ключевой законопроект для строительной отрасли, направленный на реформирование системы сметного нормирования и ценообразования в строительстве. Документ устанавливает базовые, системообразующие правила создания и функционирования системы формирования достоверной стоимости строительства, реконструкции, технического перевооружения, капитального и текущего ремонта объектов, финансируемых с привлечением средств бюджетной системы Российской Федерации.
Напомню, главная идея законопроекта — переход от базисно-индексного метода расчета стоимости строительства (цены из базы 2001 года ежегодно корректируются расчетным индексом) к ресурсному (расчет по актуальной базе цен на ресурсы). Все разработанные по новому порядку сметные нормативы будут публичными — поправки предполагают создание открытого реестра к 1 марта 2017 года. Компаниям, желающим участвовать в госстройках, придется руководствоваться данными реестра — их применение обязательно при строительстве за счет бюджетов всех уровней, а также госкорпораций и компаний с госучастием (более 50%). Отмечу, эти изменения затронут внушительную часть строительного рынка: в 2015 году, по данным Минэкономики, на закупки строительных работ было потрачено 2 трлн. руб. бюджетных средств и более 4 трлн. руб. средств госкорпораций. Предполагается также мониторинг уровня цен на стройматериалы — проект постановления правительства о порядке его проведения сейчас находится в разработке.
Но, пожалуй, самое важное для строительного сообщества событие – это подписание Президентом России закона о совершенствовании системы саморегулирования в строительстве, который изменяет действующее законодательство о саморегулируемых организациях в сфере строительства, в частности – уточняет требования, предъявляемые к их деятельности, повышает ответственность СРО за выполнение их членами обязательств по договорам подряда и требований к обеспечению безопасности эксплуатации зданий и сооружений.
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" вступает в силу с 1 июля 2017 г., кроме отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие, и предусматривает масштабные изменения в саморегулировании в сфере строительства.
Так, скорректированы требования к выполнению работ по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий и подготовку проектной документации, строительного подряда. Государственным и муниципальным предприятиям и учреждениям, а также юридическим лицам с долей участия государства (муниципалитета) более 50% не требуется состоять в членах СРО при выполнении таких работ для органов власти и организаций госсектора.
По замыслу разработчиков закон направлен на искоренение таких негативных явлений в системе СРО, как «торговля допусками СРО», а также на устранение с рынка саморегулируемых организаций, в которых компенсационный фонд СРО имеется не в полном объеме. Чтобы прекратить «торговлю допусками СРО», инициаторы нового закона предложили полностью отменить необходимость наличия свидетельства о допуске на виды работ и отставить только фактическое членство предприятий стройотрасли в СРО. При этом обязательное членство в саморегулируемых организациях оставили только для компаний, занимающихся организацией строительства и работающих с заказчиком по прямым договорам с обязательствами свыше 3 млн. рублей.
Также без членства в СРО можно выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает 3 млн. руб. Не надо вступать в СРО физическим лицам, занимающимся строительством (капремонтом) индивидуального жилого дома, а также лицам, строящим гаражи, вспомогательные сооружения, киоски и т. п.
Не получится ли так, что забота о малом и среднем бизнесе, чтобы снять для них бюрократически барьеры, обернется тем, что очень многие маленькие строительные компании, особенно в регионах, просто выпадут из-под контроля, и безопасность и качество строительства в этой ситуации контролировать никто не будет?
Теперь членами СРО в обязательном порядке должны быть только генподрядчики. Они являются профессиональными организаторами строительства и в состоянии самостоятельно выбрать себе партнера и субподрядчика. Генеральный подрядчик, который по закону несет всю полноту ответственности за объект в целом, должен будет вместе с СРО ответить не только за качество и безопасность объекта, но и за выполнение договорных обязательств, сроки выполнения, за цену работ. Он должен, по определению, быть в состоянии разобраться, кто ему нужен для того, чтобы качественно выполнить второстепенные виды работ. В этом суть изменений.
Какие ещё новеллы предусмотрены в законе?
Изменены условия и порядок приобретения статуса СРО. Установлены новые требования к разработке СРО стандартов и внутренних документов. Скорректированы правила формирования компенсационного фонда возмещения вреда. Закон также предусматривает создание системы ответственности перед заказчиком одного лица – генерального подрядчика и формирование компенсационного фонда для обеспечения договорных обязательств, обеспечивающих финансовую ответственность СРО за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров её членами.
Регламентированы правила размещения средств указанных фондов в банках, требования к которым будут установлены Правительством РФ.
Вводятся требования к специалистам по организации инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства. Предусмотрено введение национальных реестров таких специалистов.
Усовершенствованы порядок приема в члены СРО и правила осуществления СРО контроля за деятельностью своих членов.
Наиболее интересная норма, которая заложена в законе, связана с обязанностью строительных компаний вступать в СРО только по месту своей регистрации. Причем данная норма касается и самих саморегулируемых организаций - для того, чтобы сохранить статус СРО и пройти перерегистрацию по новым требованиям (которые вступят в действие 1 июля 2017 года), некоммерческие партнерства, ассоциации и союзы строителей должны объединять не менее 100 компаний, имеющих юридический адрес в том же субъекте федерации, где зарегистрированы они сами.
Закон содержит ещё множество «интересных» положений, требований и коллизий. Очевидно, что до принятия закона нужно было тщательно проанализировать семилетний опыт развития института саморегулирования, с математической точностью смоделировать ситуацию, расписать алгоритм действий участников переходного периода. Всего этого, к сожалению, сделано не было и нам предстоит тяжелый переходный период.
Назовите, пожалуйста, ключевые этапы реорганизации системы саморегулирования в строительстве
Таких этапов всего 6.
1. До 1 ноября 2016 года - размещение средств компенсационного фонда СРО в кредитных организациях, соответствующих требованиям, определенным Правительством РФ;
2. До 1 декабря 2016 года - самоопределение членов СРО о прекращении членства в СРО, в том числе с последующим переходом в другую (региональную) СРО, или о готовности остаться в этой СРО;
3. До 1 марта 2017 года - проведение общих собраний СРО, решение о реорганизации СРО в форме слияния с другой СРО;
4. До 1 июля 2017 года - приведение в соответствие с Град. кодексом РФ документов, компенсационных фондов и реестра членов СРО;
5. До 1 июля 2017 года - подача СРО в Ростехнадзор документов для подтверждения статуса СРО;
6. С 1 октября 2017 года - исключение СРО Ростехнадзором из Реестра саморегулируемых организаций в случае не подтверждения статуса СРО.
С 01 июля 2017 года действие свидетельств о допуске к выполнению вида (видов) работ прекращаются.
Али Баширович, недавно в Москве прошел съезд саморегулируемых организаций. Несколько слов о работе съезда, пожалуйста.
XII Всероссийский съезд саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства прошел 28 сентября 2016 года в Москве под председательством Президента Ассоциации «Национальное объединение строителей» Андрея Юрьевича Молчанова. В съезде участвовали 335 делегатов от 238 СРО.
В работе съезда приняли участие заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Николаевич Козак, Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Михаил Александрович Мень, другие приглашенные гости.
В своем докладе Дмитрий Козак отметил, что Съезд проходит в нужное время, в период, когда строительную отрасль ожидают большие перемены, прежде всего в сфере саморегулирования, и что с началом работы нового созыва Государственной Думы будет внесен целый ряд проектов, которые снимают бюрократические барьеры в строительстве. Это чрезвычайно важно.
Пресс-служба Гильдии